При разговоре закрывает глаза. Почему собеседник не смотрит в глаза? Психология мимики — лицо

Почему человек не смотрит в глаза? Существует распространенное мнение, что он говорит неправду и умышленно скрывает взгляд, чтобы не выдать свои настоящие намерения. Это вполне может быть правдой, но есть еще ряд причин, из-за которых собеседник специально избегает зрительного контакта. Человек может не смотреть в глаза из-за особенностей своего характера, темперамента, недостатка смелости, либо неуверенности в себе. Качества, формирующие личность в каждом из нас выражены по-разному, это и влияет на то, настолько человек коммуникабелен и как себя ведет при разговоре.

Человек при разговоре не смотрит в глаза – вот основные причины:

Стеснительность

Данный факт подтвержден научными исследованиями. Человек знает, что взгляд может выдать чувства, поэтому преднамеренно отводит его. Многие влюбленные стараются скрыть свой повышенный интерес, потому что боятся, открыто заявить о своих чувствах либо ждут подходящего момента. Если при этом ваш собеседник в дополнение краснеет и начинает говорить какую-нибудь ерунду, то влюбленность здесь налицо!

Неуверенность в себе

Таким людям сложно общаться с другими, потому что они постоянно переживают о том, что о них подумают. Неуверенный человек редко смотрит в глаза, и часто делает это украдкой, потому что он сильно обеспокоен своими душевными переживаниями и думает, как лучше всего будет вести себя при разговоре.

Тяжелый взгляд собеседника

Таких людей часто именуют энергетическими вампирами, которые словно нарочно «буравят» своим взглядом, желая подавить и показать свое превосходство. Тяжелый, пристальный взгляд оппонента словно пронизывает собеседника, причиняет дискомфорт и вызывает неприятные эмоции. В данных случаях зрительный контакт дается очень сложно, поэтому многие пытаются его избежать, к примеру, опустив глаза в пол.

Раздражение

Некоторых персон могут утомлять попытки тесного зрительного контакта со стороны собеседников, они думают, что их пытаются уличить в чем-то нехорошем и испытывают неприятные эмоции и раздражение по этому поводу.

То, что говорит собеседник, абсолютно не вызывает интереса

Если отведенный равнодушный взгляд комбинируется с позевыванием, а тот с кем вы разговариваете, часто посматривает на часы, значит, стоит поскорей прекратить этот диалог, так как он является нерезультативным. В данном случае смысл вербального и невербального обмена информацией отсутствует.

Интенсивный информационный поток

За несколько секунд тесного визуального контакта можно получить очень большой объем информации, который приравнивается к многочасовому откровенному общению. Поэтому даже при доверительной беседе друзья иногда отводят взгляд, чтобы отвлечься и переварить полученную информацию.

Почему человек закрывает глаза при разговоре?

Прищуренный взгляд означает точную концентрацию внимания на определенном объекте. Суженный напряженный взгляд может говорить о повышенной склонности к критике и недоброжелательности, а также выдавать черствость данного человека. Прикрытые наполовину веки собеседника при разговоре указывают на его завышенную самооценку, высокомерие, чванливость, и полную инертность к происходящим событиям.

Если собеседник без особого напряжения закрывает глаза, не зажмуривая их, значит, он пытается абстрагироваться от внешних событий. Такая самоизоляция помогает хорошо сосредоточится на обдумываний какой-то задачи, поразмышлять о предстоящих событиях и насладиться чувственными визуальными образами.

Рассматривая ситуацию в комплексе, вполне можно понять, почему человек прячет глаза при разговоре.

Всегда ли нужно смотреть в глаза? Типы взглядов

Ваш собеседник смотрит вниз и куда-то в сторону, это всегда производит неприятное впечатление: то ли нами недовольны, то ли не слушают, а лишь делают вид, то ли подсмеиваются исподтишка.

Смотрит не прямо в глаза собеседнику, а всегда искоса, повернув лицо вполоборота. Кажется, что вам не доверяют, подозревают в чем-то.

Смотрят исподлобья. Появляется чувство противостояния, словно вас ненавидят и на все готовы ответить «нет».

Бегающий взгляд вызывает чувство, словно перед вами стоит вечно провинившийся, до крайности неуверенный в себе человек.

Неотрывно сверлящий, испепеляющий взгляд. Про него говорят: «тяжелый». Вас презирают? Хотят подчинить? У особо чувствительных - мороз по коже от такого взгляда. Его специально вырабатывали у себя некоторые диктаторы. Чтобы облегчить себе задачу, они смотрели на воображаемую точку между бровей собеседника, из-за чего этот взгляд иногда называют центральным.

Многие выступающие говорят будто для самих себя, хотя и держатся при этом достаточно свободно, глядят при этом «на облака». Им словно безразлично - есть у вас интерес или нет. Договорить - и уйти, лишь бы сильно не мешали.

Есть люди, которые, глядя на вас, постоянно щурятся, нередко губы их выражают легкую усмешку. Вам кажется, они подсмеиваются над вами или не согласны с тем, что вы говорите. Нет, они не собираются возражать, просто молча наслаждаются чувством собственного превосходства.

Как смотреть в глаза собеседнику: несколько правил

Тот, кто в данный момент слушает, смотрит в глаза существенно дольше (это логично: он меньше занят). Говорящий чаще отводит взгляд, думая над следующей фразой, и это вполне нормально. Нередко бывает и так, что вы говорите, а ваш собеседник смотрит вам в глаза только до тех пор, пока вы не делаете того же, а вот стоит вам попытаться поймать его взгляд, он его тут же отводит.

Запомните эту неприятную особенность: безотрывно смотреть в глаза, ни на мгновенье не отводя взгляд, - также дурная манера. Собеседнику кажется, будто его «зондируют», он будет нервничать под таким испытующим взглядом. Смотрите спокойно, доброжелательно, прямо повернув лицо к собеседнику. Держите оптимальную дистанцию, на которой вам обоим комфортно. Если вам свойственно смотреть исподлобья или искоса, то старайтесь контролировать себя волевым усилием, пока должная манера смотреть не станет для вас привычной.

Если перед вами несколько участников разговора (даже если они только выполняют роль слушателей), то нужно периодически смотреть в глаза каждому. Другое дело, что больше взглядов достается тем, кто лидирует в разговоре, но если вы будете смотреть в глаза только лидеру, то остальные почувствуют себя лишними. Конечно, когда перед вами тысячная аудитория, то каждому в глаза не посмотришь, но зрительный контакт по-прежнему необходим.

Существует своеобразный этикет взгляда: для комфортного общения собеседники должны смотреть в глаза друг другу примерно 2/3 всего времени разговора. Но это не значит, что надо смотреть в упор, не отрываясь: оптимальная продолжительность взгляда около 10 секунд.

Также этикет требует, чтобы тела собеседников были развернуты друг к другу: говорить «через плечо», «вполоборота» или вообще повернувшись спиной – невежливо. Во всяком случае, лицо должно быть обращено к собеседнику: взгляд искоса – не для делового общения.

Одинаково неприятно, когда собеседник смотрит на вас в упор, ни на секунду не отводя глаз («сверлит взглядом»), а также когда он почти все время смотрит в сторону, показывая, что разговор ему неинтересен. Правда, бывает, что все время отводит глаза человек неуверенный в себе, застенчивый и робкий. Но такая неуверенность и робость не красит делового человека. К тому же стоит помнить, что упорное нежелание смотреть в глаза большинство слушателей считает признаком лжи. На самом деле это далеко не всегда так – но необходимо считаться с этой «народной приметой».

Бывает и так, что собеседник смотрит на вас, но как только вы попытаетесь поймать его взгляд – сразу же отводит глаза. Также очень неприятно, когда собеседник смотрит исподлобья. Все это дурные манеры, но контролировать свою мимику и направление взгляда труднее, чем слова – поэтому даже самые воспитанные люди иногда невольно нарушают этикет взгляда.

Какие есть еще правила содержит этикет взгляда? Не стоит рассматривать человека слишком пристально: ни знакомого, ни незнакомого. Особенно это важно, если у него имеются физические недостатки. Кроме того, неприлично разглядывать человека, который ест.

«Точка приложения взгляда» зависит от ситуации. При деловом общении принято смотреть в глаза собеседнику или в точку между его бровями. При дружеских отношениях взгляд скользит по лицу собеседника, между глазами и ртом. Взгляд, блуждающий между глазами и грудью собеседника или спускающийся еще ниже, годится только для интимного общения: в деловой ситуации это нарушение этикета.

Когда вы беседуете с несколькими людьми (даже если они просто слушают вас), нужно время от времени встречаться взглядом с каждым. Конечно, чаще смотрят на самого активного собеседника, но если смотреть в глаза только лидеру, остальные почувствуют себя лишними.

И последнее: для комфортного общения необходимо видеть глаза собеседника – поэтому при разговоре надо снимать темные очки. Даже очки со слегка затемненными стеклами создают неловкость, нарушают атмосферу общения.


Источники:
https://glaz-almaz05.ru/blog/interesnye/chelovek-ne-smotrit-v-glaza.html
http://proeticet.ru/1_glaza.html

Это копия статьи, находящейся по адресу

Возникновению амблиопии предшествуют факторы риска. Группу риска составляют дети до 8 лет, страдающие косоглазием, а также малыши с аметропией. Основными факторами риска развития амблиопии у новорожденного является:

  • малый вес при рождении;
  • дети, рождённые раньше срока;
  • наличие ретинопатии недоношенных;
  • задержка умственного развития;
  • детский церебральный паралич;
  • отягощённую наследственность (косоглазие, наличие различной рефракции глаз).

Также на развитие амблиопии оказывает влияние нездоровый образ жизни матери в период беременности и длительный приём медикаментов.

Симптомы

Разные формы амблиопии могут отличаться клиническими проявлениями.

Рефракционная амблиопия не имеет симптомов. Её диагностируют при осмотре у детей до семилетнего возраста. Сопровождается астигматизмом и высокой миопией.

Аметропическая амблиопия характеризуется отсутствием различной рефракции в обеих глазах и миопией высокой степени. Также обнаруживается у детей дошкольного возраста.

Обскурационная амблиопия характеризуется отсутствием факторов нормальной работы сетчатки и возникает при опущении верхнего века, попадании крови в стекловидное тело.

Страбизматическая амблиопия связана с наличием косоглазия.

Во многих случаях возможно бессимптомное течение болезни. Симптомы амблиопии у новорожденных выявить практически невозможно. К основным признакам болезни причисляют:

  • нарушение зрения в одном или обоих глазах;
  • наличие косоглазия;
  • постоянное закрытие одного глаза;
  • нарушение цветовосприятия.

Диагностика амблиопии у новорожденного

Определение амблиопии - задача трудная, требующая специальных методов исследования. В случае с новорожденными применяют технику фотосканирования. Этот метод позволяет получить изображение глаза и его отображения без привлечения внимания малыша.

Осложнения

Амблиопия у новорожденного имеет благоприятный прогноз. Если заболевание выявлено в раннем периоде, то лечение гарантирует положительный результат. Скорость восстановления зрения зависит от зрелости зрительных путей и возраста малыша.

Лечение

Что можете сделать вы

Родители должны знать, что амблиопия требует раннего диагностирования. Для успешного лечения важен возраст крохи. Поэтому осмотр офтальмолога не следует откладывать на длительный срок.

Что делает врач

Лечение амблиопии предполагает несколько способов. Оптическая коррекция и окклюзия используются чаще всего. Очки или контактные линзы позволяют обеспечить чёткое изображение предметов. Однако грудным детям этот способ не показан. Лечение новорожденных осуществляется с помощью метода окклюзии, который предполагает закрытие одного глаза для повышения работоспособности другого.

Существует несколько вариантов окклюзии:

  • Прямая, когда закрывают глаз, который видит хорошо
  • Обратная, когда закрывают глаз, который видит хуже.
  • Альтернирующая, когда закрывают сначала один, потом другой глаз.

Время закрытия глаз может быть разным. В связи с этим различают окклюзию:

  • постоянную, когда глаз закрывается на весь период лечения;
  • частичную, при которой определённое время закрыт один глаз, потом - другой;
  • минимальную, когда глаз закрыт для решения временных проблем с глазом.

Лечение амблиопии также осуществляется аппаратным методом. Но новорожденным такой способ лечение не показан.

Профилактика

Профилактических мер, способных предотвратить развитие амблиопии, не существует. Грудным детям обязателен осмотр офтальмолога с целью ранней диагностики нарушения. Чтобы у ребёнка не было проблем со зрением, мама в период беременности должна:

  • исключить воздействие вредных веществ , пагубных привычек;
  • равномерно распределять зрительную нагрузку;
  • выполнять минимальные физические упражнения;
  • организовать полноценное питание;
  • поддерживать иммунитет.

Статьи на тему

Показать всё

Пользователи пишут на эту тему:

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании амблиопия у новорожденных детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг амблиопия у новорожденных детей, как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как амблиопия у новорожденных детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга амблиопия у новорожденных детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить амблиопия у новорожденных детей и не допустить осложнений. Будьте здоровы!

Решать эту загадку взялись психологи из Кембриджского университета (Великобритания). Сначала они провели опрос среди 3- и 4-летних детей, выясняя, сможет ли их кто-то увидеть, если у них на глазах будет повязка. И можно ли увидеть другого человека с такой же повязкой на глазах. Почти все малыши ответили, что да, повязка на глазах - это хороший способ спрятаться от других, и что человека с повязкой невозможно заметить.

Тогда учёные предприняли довольно остроумный эксперимент. Они надевали детям два разных вида очков: одни - с полностью затемнёнными стёклами, через которые ничего нельзя было увидеть, и другие - с зеркальными стёклами, через них ребёнок видел то, что делается вокруг, но заметить его глаза было невозможно, зеркальная поверхность всё отражала. Так психологи надеялись выяснить, что важнее: способность видеть самому или возможность увидеть другому человеку глаза ребёнка.

К сожалению, не все дети поняли, в чём фокус зеркальных очков. Лишь семеро из тридцати семи осознали, что они могут видеть глаза других, но при этом их собственные глаза спрятаны. Однако из этих семи детей шестеро были убеждены, что их не видят независимо от того, в чёрных они очках или зеркальных. То есть, чтобы стать невидимым, нужно просто спрятать свои глаза от других. При этом, что любопытно, дети охотно признавали, что их голова и тело хорошо видны. Что говорит о том, как дети воспринимают собственное «я»: «я» для них отделено от тела, «я» можно спрятать, при том что тело будет оставаться на виду.

Очевидно, решающее значение имеет зрительный контакт между ребёнком и другим человеком. В последующих экспериментах удалось выяснить, что дети считают себя незамеченными ровно столько, сколько удаётся не встречаться с кем-нибудь взглядом. И другой человек тоже считался «невидимкой», пока ребёнок не мог поймать его взгляд. Эти результаты подтвердились и тогда, когда вместо живых «напарников» дети играли с куклами. Словом, для того чтобы увидеть человека или чтобы самому стать увиденным, необходимо обоюдное внимание. Эти результаты могут сыграть большую роль в лечении аутизма: возможно, у детей с аутизмом получится пробудить интерес к окружающим, если как чаще стараться установить с ними зрительный контакт.

Есть такое выражение - «глаза разбегаются». Эта фигура речи означает большое разнообразие, при котором сложно сосредоточить внимание на чем-то одном. А еще этими словами можно описать суть такого недуга, как амблиопия, или «ленивый глаз». Почему глаз ленится, и как вернуть его к работе? Раскладываем по полочкам.

Текст: Анна Кирюшкина

Глаз и мозг: причины непонимания

Наше зрение бинокулярно. Это значит, что мозг, получая изображение от каждого глаза, умеет правильно соединять две картинки в единое целое. Такая способность необходима, чтобы оценивать глубину панорамы, то есть очередность расположения предметов в поле зрения - какой находится ближе, какой дальше от нас. В итоге мы видим объемное, целостное изображение. Но не так обстоит дело у тех, кто страдает амблиопией.

Амблиопия - это поражение зрения, при котором один из двух глаз мало задействован (или вообще не участвует) в зрительном процессе. При этом «ленивый» и работающий глазвидят настолько разные картинки, что мозг не может совместить их в одно изображение. Чтобы как-то разобраться со всей этой путаницей, мозг начинает все больше и больше «выключать» бездействующий глаз из процесса. Если лечение опаздывает, острота зрения будет снижаться вплоть до полной невозможности видеть менее активным глазом. Такое нарушение зрения не исправляется очками или линзами, поэтому возвращать «ленивый» глаз в ряды трудящихся придется иначе. А как - во многом зависит от причины заболевания.

Наиболее распространенной причиной амблиопии принято считать косоглазие. Это не совсем так: амблиопия действительно часто сопровождается косоглазием, но при этом бывает как его следствием, так и сама провоцирует этот недуг. Если в семье есть родственники с косоглазием, риск амблиопии несколько выше. Однако и те, кто никогда не испытывал подобных проблем со зрением, вовсе не застрахованы от заболевания. Помимо этого амблиопию может вызвать помутнение роговицы, катаракта, большая разница в зрении между глазами, некорригируемая дальнозоркость, близорукость или астигматизм, птоз верхнего века.

Важно не опоздать!

Важнейшее условие для успешного лечения амблиопии - возраст пациента. У подавляющего большинства эта болезнь возникает в детстве, у взрослых она практически не появляется. А вот случаи диагностики незамеченной ранее амблиопии уже во взрослом возрасте случаются сплошь и рядом. К сожалению, шансы на излечение при этом крайне малы.

У взрослых иногда диагностируется психогенная , или истерическая амблиопия . Она обычно появляется у человека после сильнейших эмоциональных переживаний. В этом случае в глазах нарушений нет, а проблема - в торможении зрительного восприятия в коре головного мозга. Из-за него ухудшается периферическое и центральное зрение на обоих глазах, может развиться нарушение восприятия цветов и оттенков, светобоязнь. Это единственный вид амблиопии, поддающийся полному излечению в любом возрасте. Но терапия должна быть назначена вовремя: офтальмолог направляет больного и к психологу, где он должен будет пройти курс лечения.

Дело в том, что зрительная система человека полностью развивается к 9-11 годам, а до этого возраста детское зрение легко приспосабливается к различным нарушениям. В случае с амблиопией мозг «хитрит» и начинает подавлять изображение от «ленивого» глаза. И в итоге после 11-12 лет становится очень сложно (скорее вообще невозможно) научить мозг нормально использовать больной глаз. Поэтому крайне важно распознать заболевание и начать лечение, пока один глаз не был исключен из процесса навсегда.

Кроме того, если у ребенка от глаз поступает искаженная или неполная информация, тормозится развитие нейронов, отвечающих за зрение. Следовательно, опоздать с лечением - значит рисковать, что даже при устранении всех причин амблиопии зрение останется низким.

Родителям на заметку

Детям с косоглазием или амблиопией в семейном анамнезе необходимо специальное обследование у окулиста. Но и абсолютно всем остальным детям нужно регулярно посещать врача. Первый визит к доктору следует совершить, когда ребенку исполнится месяц, а затем проверять зрение регулярно - минимум раз в год или даже чаще, если так скажет врач. И обязательно проверить остроту зрения перед началом учебы в школе!

Учтите, дети редко жалуются, что плохо видят. От родителей требуется пристальное внимание и хорошая наблюдательность, чтобы вовремя обнаружить возможные проблемы.

Что в поведении ребенка должно насторожить:

  • ребенок закрывает один глаз или отклоняется в сторону во время просмотра телевизора или чтения;
  • ребенок поворачивает или наклоняет голову при взгляде на интересующий предмет;
  • всматриваясь вдаль, ребенок жмурится, щурится, морщит нос;
  • в незнакомых условиях или в непривычной обстановке ребенок очень плохо ориентируется;
  • ребенок много времени проводит за компьютерными играми. В последнее время участились случаи амблиопии у подростков из-за напряжения глаз в ходе длительных виртуальных баталий.

Диагностика заболевания

По некоторым оценкам, амблиопия имеется у 1-3,5 % здоровых детей и у 4-5,3 % детей с другими проблемами зрения. Выявить амблиопию самостоятельно довольно сложно, а вылечить без вмешательства врачей - невозможно. Для диагностики заболевания врач-офтальмолог проверяет, нет ли какой-либо органической причины снижения остроты зрения. С этой целью назначается обширное обследование для каждого глаза отдельно и для обоих глаз вместе.

В ходе такого обследования врач обязательно установит остроту зрения, исследует положение и движение глаз, осмотрит глазное дно и проверит способность мозга к соединению зрительных образов с обоих глаз в один. При наличии косоглазия определит его угол и посмотрит, как работают отводящие и приводящие мышцы глазных яблок. По мере обследования могут потребоваться и другие методы - врач назначит все, что нужно в каждом конкретном случае. Диагноз амблиопии ставится только после исключения всех органических нарушений, способных снижать остроту зрения.

Лечение амблиопии

При амблиопии врач наблюдает ребенка от установления диагноза до полного восстановления зрения. Лечение заболевания проводится в несколько этапов.

На первом этапе устраняется причина, вызвавшая амблиопию. При нарушении рефракции больному назначают соответствующие очки, контактные линзы или даже лазерную коррекцию зрения. Косоглазие потребует специальных мер коррекции, а в сложных случаях - хирургического вмешательства. Врожденная катаракта и опущение верхнего века (птоз) тоже лечатся хирургически. Необходимо полностью устранить нарушения, которые мешают пораженному глазу полноценно работать.

После устранения причины амблиопии приступают к ее непосредственному лечению. Его суть сводится к тому, чтобы искусственно ухудшить зрение более активного глаза - это заставляет пациента пользоваться менее востребованным глазом и тем самым развивать его зрение. С этой целью доктор может назначить заклеивание глаза с лучшим зрением или длительное закапывание атропиновых капель, ухудшающих его зрение. «Выключение» ведущего глаза должно быть длительным, в некоторых случаях - до четырех месяцев. Необходимы и тренировки «ленивого» глаза - рисование, вышивание, собирание мозаики. Если выключение ведущего глаза не помогло, то детей старше шести лет лечат в специальных кабинетах, где применяется стимуляция «ленивого» глаза - световая, контрастная или фотостимуляция.

Если диагноз поставлен на ранних стадиях заболевания, то амблиопия вполне успешно лечится. А вот у взрослых людей восстановить стереоскопическое зрение полностью, к сожалению, нельзя.

Что делать, если амблиопия диагностирована во взрослом возрасте:

Одни из способов снизить дискомфорт от этого заболевания - провести лазерную коррекцию зрения. Полностью устранить амблиопию не удастся, но положительный эффект все равно будет. Нередка ситуация: доминирующий глаз работает «за двоих», и его напряжение такое сильное, что человека мучают постоянные головные боли. Операция поможет смягчить ситуацию и избавить человека от страданий.

Предотвратить проще, чем лечить, - к недугам зрения эта известная поговорка очень подходит. Поэтому еще раз повторимся: после 7-8 лет амблиопия уже с трудом поддается лечению, а с 11-12 лет ситуация становится необратимой. Так что, дорогие родители, - не затягивайте с походом к офтальмологу!

Когда маленький ребёнок хочет спрятаться, он закрывает глаза. Хотя чего уж там - многие взрослые люди, когда им грозит опасность или сильная неприятность, тоже вполне по-детски закрывают глаза. Но если вернуться к детям - что именно они в этот момент думают? Их не видно, потому что они закрыли глаза, или их не видно, потому что они сами никого не видят?

Решать эту загадку взялись психологи из Кембриджского университета (Великобритания). Сначала они провели опрос среди 3- и 4-летних детей, выясняя, сможет ли их кто-то увидеть, если у них на глазах будет повязка. И можно ли увидеть другого человека с такой же повязкой на глазах. Почти все малыши ответили, что да, повязка на глазах - это хороший способ спрятаться от других, и что человека с повязкой невозможно заметить.

Тогда учёные предприняли довольно остроумный эксперимент. Они надевали детям два разных вида очков: одни - с полностью затемнёнными стёклами, через которые ничего нельзя было увидеть, и другие - с зеркальными стёклами, через них ребёнок видел то, что делается вокруг, но заметить его глаза было невозможно, зеркальная поверхность всё отражала. Так психологи надеялись выяснить, что важнее: способность видеть самому или возможность увидеть другому человеку глаза ребёнка.



К сожалению, не все дети поняли, в чём фокус зеркальных очков. Лишь семеро из тридцати семи осознали, что они могут видеть глаза других, но при этом их собственные глаза спрятаны. Однако из этих семи детей шестеро были убеждены, что их не видят независимо от того, в чёрных они очках или зеркальных. То есть, чтобы стать невидимым, нужно просто спрятать свои глаза от других. При этом, что любопытно, дети охотно признавали, что их голова и тело хорошо видны. Что говорит о том, как дети воспринимают собственное «я»: «я» для них отделено от тела, «я» можно спрятать, при том что тело будет оставаться на виду.

Очевидно, решающее значение имеет зрительный контакт между ребёнком и другим человеком. В последующих экспериментах удалось выяснить, что дети считают себя незамеченными ровно столько, сколько удаётся не встречаться с кем-нибудь взглядом. И другой человек тоже считался «невидимкой», пока ребёнок не мог поймать его взгляд. Эти результаты подтвердились и тогда, когда вместо живых «напарников» дети играли с куклами. Словом, для того чтобы увидеть человека или чтобы самому стать увиденным, необходимо обоюдное внимание. Эти результаты могут сыграть большую роль в лечении аутизма: возможно, у детей с аутизмом получится пробудить интерес к окружающим, если как чаще стараться установить с ними зрительный контакт.

Подготовлено по материалам Кембриджского университета.

Многие родители, столкнувшись с проявлениями аутизма, остаются в недоумении, что заставляет их детей вести себя так, а не иначе. На вопрос: «Почему дети с аутизмом так делают?» отвечают эксперты – терапевт Шелли О’Доннелл, логопед Джим Манчини и Эмили Растал, клинический психолог. Кроме того, свои ответы дает Оуэн – взрослый аутист.

Почему многие дети с аутизмом… Избегают глазного контакта

Джим Манчини: По разным причинам. Нужно различать детей, которые активно избегают глазного контакта, и детей, которые не научились, как использовать взгляд при коммуникации. Для тех детей, которые активно отводят взгляд, по всей видимости, причиной является сенсорный компонент, который делает прямой взгляд неприятным для них.

Эмили Растал: Одна из самых основных проблем у людей с аутизмом – это сложность в координации вербальных и невербальных средств общения. Например, говоря с кем-то, ребенок может просто забыть установить глазной контакт. Из-за этого часто непонятно, к кому обращена речь ребенка. Кроме того, люди с аутизмом часто не могут понять коммуникативные сигналы, которые передаются через глазной контакт. Они не могут прочесть выражения глаз другого человека. Поэтому их не привлекают глаза как источники информации.

Шелли О’Доннелл: Из-за проблем с пониманием выражения лиц у родителей, воспитателей и других детей.

Оуэн: Мне слишком сложно одновременно уделять внимание тому, что говорит человек, и при этом смотреть на него. Я могу или смотреть в глаза, или слушать, что мне говорят.

Почему многие дети с аутизмом… Закрывают глаза/лицо/уши руками

Шелли О’Доннелл: Объяснений может быть несколько. Например, когда ребенок прикрывает лицо руками, чтобы отгородиться от слишком сильного сенсорного стимула. Или это попытка саморегуляции и самоконтроля. А также это может быть выражением эмоций страха или тревоги. Многие дети с аутизмом имеют слуховую чувствительность к специфическим звукам, таким как пожарная сирена, плач ребенка или звук сливного бачка. Прикрывая уши, они снижают силу слухового раздражителя.

Эмили Растал: Дети с аутизмом гипер-чувствительны к звуковым стимулам. Звуки, которые кажутся нормальными обычным людям, для них звучат слишком громко и неприятно.

Джим Манчини: Прикрывание ушей руками часто может быть приобретенным поведением, которое связано с тревогой, так как ребенок боится потенциально неприятных звуков.

Оуэн: Слишком много сенсорных раздражителей и информации для восприятия.

Почему многие дети с аутизмом… Легко вздрагивают

Шелли О’Доннелл: Когда дети легко вздрагивают, это означает, что они боятся чего-то неожиданного для них. У ребенка с аутизмом очень часто есть нужда в отсечении неважных для него социальных стимулов и факторов окружения. И это значит, он всегда не готов ни к чему, кроме заученной комфортной рутины. Отсюда – страх и вздрагивание.

Эмили Растал: Это может быть повышенная чувствительность к окружению. Звук, который обычные люди легко переносят, пугает того, кто сильнее подвержен влиянию звуковой стимуляции.

Оуэн: Я часто слишком занят, думая о чем-то своем, а не о том, что меня непосредственно окружает. Неожиданность – вот от чего я вздрагиваю.

Почему многие дети с аутизмом… Повторяют слова и фразы (эхолалия)

Эмили Растал: Одна из основных проблем с коммуникацией при аутизме – это тенденция повторять слова или фразы, которые ребенок слышит в своем окружении (эхолалия). Поскольку «языковой центр» мозга испытывает трудности с продуцированием собственной речи, слов, фраз, он копирует то, что слышит в окружении и использует вместо собственных слов и предложений. Дети с аутизмом используют набор заученных фраз как записную книжку, из которой они читают записи в любое время дня.

Джим Манчини: Повторение слов или эхолалия – это типичный для детей с аутизмом стиль обучения. Дети с аутизмом часто учат язык готовыми кусками, а не в виде отдельных слов. Кроме того, повторение слов часто служит коммуникативной цели, например, как синоним положительного ответа «да». Или повторение помогает обработать информацию.

Шелли О’Доннелл: Эхолалия часто присуща ребенку с аутизмом, у которого сложности с использованием спонтанного фразового языка. Эхолалия также может быть фазой в развитии. Работа с логопедом помогает при выработке стратегий для терапии. По мере того, как дети развивают собственные речевые навыки, они могут повторять фразы (например, из мультфильмов) в качестве попытки встроиться в социальное окружение, или же пытаются таким образом задавать вопросы при общении, чтобы сделать коммуникацию более предсказуемой.

Шелли О’Доннелл: Очень сложно сказать, почему некоторые дети с аутизмом не могут выразить себя вербально. Если им будут доступны альтернативные способы коммуникации, такие как жесты, картинки, печатание слов или электронные синтезаторы речи, это очень поможет им в социальном развитии.

Оуэн: Не могу ничего объяснить на эту тему, так как я говорю.

Почему некоторые дети с аутизмом… Ходят на пальцах ног

Шелли О’Доннелл: Хождение на пальцах ног может быть приобретенной привычкой (многие малыши ходят на пальцах ног) или может быть связано с трудностями с координацией движений, напряженным ахилессовым сухожилием или с проблемами в сенсорном восприятии. Хождение на пальцах также часто встречается с другими неврологическими расстройствами или нарушениями развития, такими как церебральный паралич.

Эмили Растал: Детям с аутизмом часто присуще стереотипическое моторное поведение, примером которого может быть хождение на пальцах ног. Есть гипотеза, что хождение на пальцах снижает чрезмерную стимуляцию в ногах, которая возникает, когда ребенок становится на всю стопу.

Оуэн: Мне больно ходить без туфель.

Почему многие дети с аутизмом… Делают взмахи руками (руки-крылышки)

Шелли О’Доннелл: У детей с аутизмом есть тенденция к повторяемому моторному поведению (стереотипиям), такому как крупные или мелкие взмахи руками. Это движение кисти и всей руки может сопровождаться другими моторными особенностями, такими как прыжки или кручение головой.

Джим Манчини: Повторяемое моторное поведение – - такое как взмахи руками (а также напряжение частей тела, прыжки или «танцы»), часто связано с сильными эмоциями (возбуждением или огорчением). Подобное поведение есть и у маленьких детей, которые в конечном итоге «перерастают» это поведение.

Эмили Растал: Это поведение может быть попыткой самоуспокоения и/или попытками воздействовать на ситуацию, когда ребенок с аутизмом сталкивается с чем-то, что воспринимается как чрезмерно расстраивающее/возбуждающее/беспокоящее/вызывающее скуку.

Оуэн: Это способ выразить эмоцию, разрядиться, когда я возбужден или нервничаю.

Почему многие дети с аутизмом… Любят крутиться и прыгать

Шелли О’Доннелл: Кружения и прыжки – это тоже примеры стереотипий. Когда ребенок кружится или прыгает, он активизирует вестибулярный аппарат. Ребенок может искать вестибулярной стимуляции, чтобы вызвать приятные ощущения и/или испытать приятное возбуждение.

Эмили Растал: Да, говоря другими словами, дети с аутизмом ищут дополнительную сенсорную стимуляцию от окружения (поскольку не получают ее достаточно). Они также могут использовать кружение и прыжки как способ выплеснуть эмоции (когда они напряжены, волнуются или что-то им неприятно). Кружась и прыгая можно почувствовать себя «под контролем» и «уверенным в себе».

Почему человек не смотрит в глаза? Существует распространенное мнение, что он говорит неправду и умышленно скрывает взгляд, чтобы не выдать свои настоящие намерения. Это вполне может быть правдой, но есть еще ряд причин, из-за которых собеседник специально избегает зрительного контакта. Человек может не смотреть в глаза из-за особенностей своего характера, темперамента, недостатка смелости, либо неуверенности в себе. Качества, формирующие личность в каждом из нас выражены по-разному, это и влияет на то, настолько человек коммуникабелен и как себя ведет при разговоре.

Человек при разговоре не смотрит в глаза - основные причины

Банальная стеснительность

Данный факт подтвержден научными исследованиями. Человек знает, что взгляд может выдать чувства, поэтому преднамеренно отводит его. Многие влюбленные стараются скрыть свой повышенный интерес, потому что боятся, открыто заявить о своих чувствах либо ждут подходящего момента. Если при этом ваш собеседник в дополнение краснеет и начинает говорить какую-нибудь ерунду, то влюбленность здесь налицо!

Неуверенность в себе

Таким людям сложно общаться с другими, потому что они постоянно переживают о том, что о них подумают. Неуверенный человек редко смотрит в глаза, и часто делает это украдкой, потому что он сильно обеспокоен своими душевными переживаниями и думает, как лучше всего будет вести себя при разговоре.

Тяжелый неприятный взгляд собеседника

Таких людей часто именуют энергетическими вампирами, которые словно нарочно «буравят» своим взглядом, желая подавить и показать свое превосходство. Тяжелый, пристальный взгляд оппонента словно пронизывает собеседника, причиняет дискомфорт и вызывает неприятные эмоции. В данных случаях зрительный контакт дается очень сложно, поэтому многие пытаются его избежать, к примеру, опустив глаза в пол.

Раздражение

Некоторых персон могут утомлять попытки тесного зрительного контакта со стороны собеседников, они думают, что их пытаются уличить в чем-то нехорошем и испытывают неприятные эмоции и раздражение по этому поводу.

То, что говорит собеседник, абсолютно не вызывает интереса

Если отведенный равнодушный взгляд комбинируется с позевыванием, а тот с кем вы разговариваете, часто посматривает на часы, значит, стоит поскорей прекратить этот диалог, так как он является нерезультативным. В данном случае смысл вербального и невербального обмена информацией отсутствует.

Интенсивный информационный поток

За несколько секунд тесного визуального контакта можно получить очень большой объем информации, который приравнивается к многочасовому откровенному общению. Поэтому даже при доверительной беседе друзья иногда отводят взгляд, чтобы отвлечься и переварить полученную информацию.

Почему человек закрывает глаза при разговоре?

Прищуренный взгляд означает точную концентрацию внимания на определенном объекте. Суженный напряженный взгляд может говорить о повышенной склонности к критике и недоброжелательности, а также выдавать черствость данного человека. Прикрытые наполовину веки собеседника при разговоре указывают на его завышенную самооценку, высокомерие, чванливость, и полную инертность к происходящим событиям.

Если собеседник без особого напряжения закрывает глаза, не зажмуривая их, значит, он пытается абстрагироваться от внешних событий. Такая самоизоляция помогает хорошо сосредоточится на обдумываний какой-то задачи, поразмышлять о предстоящих событиях и насладиться чувственными визуальными образами.

Рассматривая ситуацию в комплексе, вполне можно понять, почему человек прячет глаза при разговоре.

Глаза не способны лгать, поскольку они связывают душу человека с окружающим миром. Принято считать, что если человек не смотрит в глаза при разговоре, то он обязательно обманывает.

Как бы не было распространено это мнение, оно ошибочно. Психологи обозначили причины и ситуации, в силу которых оппонент не смотрит в глаза при общении.

Это один из тех факторов, который базируется на научных утверждениях. Застенчивые люди чаще всего прячут свои чувства, поэтому и не могут глядеть прямо в глаза, ведь взгляд может рассказать все. В нем будут прочтены самые глубокие чувства и ощущения, будь то влюбленность или же ненависть. Стеснительные люди в своем большинстве закрыты, а посему им не хочется быть раскрытыми.

Нередко один взгляд может предоставить огромное количество информации о собеседнике. Пара минут общения при зрительном контакте даст гораздо больше, чем часы простых разговоров. Ввиду переизбытка информации людям просто приходится на какое-то время отводить взгляд.

Чрезмерный контакт взглядов заставляет человека волноваться и способствует появлению раздражения. Ведь так кажется, будто собеседник стремиться узнать все, что внутри. А это почти никому не понравится.

Внутренний дискомфорт нетрудно заметить. Признаками этого может быть касание ушей, носа во время беседы, перебирание волос. Именно по этой причине собеседник не будет смотреть в глаза.

Поддерживать зрительный контакт с человеком, который буквально пронизывает насквозь своего собеседника, по меньшей мере, доставляет психологический дискомфорт.

Не всегда отсутствие интереса проявляется в поглядывании на часы и зевоте. Незаинтересованность собеседника может выражаться и в отсутствии зрительного контакта.

Многим людям проще сформулировать мысль и представить определенную ситуацию лишь немного погрузившись в себя. Таким людям просто необходимо создать в голове картинку для лучшего восприятия, а делать это, поддерживая контакт с оппонентом, просто невозможно.

Для более продуктивного общения следует научиться держать взгляд как можно дольше. Умение поддерживать зрительный контакт поможет не только в неформальных, но и в деловых взаимоотношениях.

Если человек не смотрит в глаза при разговоре: мнение психолога

В ходе проведенных рефлексий психологи отметили, что абсолютное большинство человек не прибегают к зрительному контакту во время разговора. Взгляд «глаза в глаза» чаще всего распространен среди влюбленных пар. В обычном общении люди очень редко глядят друг другу в глаза.

Также в процессе наблюдений было установлено, что лидеры, отличающиеся эффективностью руководства над людьми, при разговоре со своими работниками смотрят им в глаза.

Всем известна необходимость смотреть в глаза собеседнику, но не всем комфортно это делать. Даже если человек и пытается поддерживать зрительный контакт, ему становится не уютно и он начинает чувствовать некое смущение, поскольку не привык к этому.

Во многих странах взгляд «глаза в глаза» относят к выражению неуважения, именно поэтому женщины в таких государствах, преимущественно мусульманских, не поднимают глаз на мужчину при разговоре с ним.

Распространено мнение, что для создания эффекта зрительного контакта необходимо смотреть на переносицу носа своего собеседника. Но оно ошибочно, так как усиленное внимание может вызвать невроз оппонента.

Понять причину того, почему человек не смотрит в глаза при разговоре, поможет и язык тела. Рассказать о том, что человеку стало скучно и он больше не хочет вести разговор, поможет его взгляд, направленный вверху направо. А о заинтересованности оппонента в разговоре скажут его расширенные зрачки.

Несколько советов, которые помогут научиться держать зрительный контакт

  • Постарайтесь глядеть на оппонента мягким и непринужденным взглядом, затрагивая большую площадь, попадающую в поле зрения. Главное не терять этого контакта и сохранять спокойствие.
  • Пристальный взгляд может вызвать жесткое выражение лица, поэтому следите за мимикой. Она не должна быть сосредоточенной, наоборот, доброжелательность и мягкость не только расслабят вас, но и расположат к вам оппонента. Для достижения этого эффекта можно мысленно вообразить, что вы держите данного человека за плечо. Так во взгляде появится больше теплоты и мягкости.
  • Основная проблема, стоящая на пути к умению смотреть в глаза, — неуверенность в себе. Эта неуверенность рождает нервозность. Нужно преодолеть эту черту и понять, что взгляд в глаза лишь налаживает контакт с человеком.
  • Попробуйте изучить мимику и положение собеседника. Можно попробовать «отзеркалить» его. Это поможет перебороть межличностный барьер и расположить оппонента к себе.

Если человек не смотрит в глаза при разговоре, не спешите делать ошибочных умозаключений. Возможно, вам стоит приглядеться к собеседнику и понять причину отсутствия зрительного контакта с его стороны.