Перспективы развития дошкольного образования в рф. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования. Современные тенденции в развитии образования

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Очень важно то, что ФГОС ДО разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка - где бы он ни проживал.

ФГОС являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей - обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Почему появился новый документ? Какое содержание будет заложено в общеобразовательные программы дошкольного образования? Какие изменения произойдут в системе дошкольного образования при внедрении ФГОС? Все эти вопросы вызывают и тревогу, и интерес у педагогов и родителей.

Введение ФГОС ДО связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В тексте не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса - отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей - развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т.д. Все это заложено в образовательные области.

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада - все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • принцип необходимости и достаточности(соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»)
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей - важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

  • взаимодействие с родителям;

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее

Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:

1) Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.

2) Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.

3) Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

4) Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

5) Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.

6) Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

В статье описываются конечные результаты инновационной деятельности педагогического коллектива по развитию профессиональной компетенции с семьей.Определен алгоритм последующей поэтапной работы учреждения в режиме эксперимента с научными работниками Сургутского государственного педагогического университета и социальными институтами города,района. Дается описание по внедрению управленческого инновационного проекта "Детский сад будущего" в практику ДОУ по формированию экологического сознания дошкольников и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Перспектива развития дошкольного образовательного учреждения. Детский сад будущего».

Т.В.Бушуева, заместитель заведующего МБДОУ д/с общеразвивающего вида «Ромашка», г.Лянтор, Сургутского района, ХМАО-Югра

Совершенно очевидно, что каждый детский сад находится в своих особенных условиях. Территориальное расположение, условия, специфика работы и другие особенности во многом определяют возможности дошкольного образовательного учреждения.

Инновационная деятельность нашего детского сада пройдя определенные этапы, позволяет перейти на более качественную ступень развития. Это разработка новой модели будущего детского сада «Сенсорный детский сад» по направлению деятельности социокультурное развитие личности ребёнка средствами здоровьесберегающих технологий. Основной целью которого является -разработка и создание действующей экологически безопасной модели дошкольного образовательного учреждения нового типа через социально-экологичекий проект, обеспечивающей оптимальный маршрут развития каждого ребенка .

Идеей создания нового вида дошкольного учреждения послужила на высоком уровне предшествующая инновационная работа педагогов по развитию их профессиональной компетенции во взаимодействии с институтом семьи и социальными партнерами, требования государственной политики по переходу образования на более качественный уровень (введение новых стандартов в ДОУ-ФГТ, в СОШ-ФГОС), а главное достижение высокого педагогического уровня родителей -понимание в деле воспитания своих собственных детей.

При планировании перспективы нового дошкольного учреждения мы использовали следующий алгоритм действий:

1. Исследование запросов родителей с целью выбора наиболее запрашиваемой модели.

2. Определение материально-технической базы для организации педагогического процесса.

3. Кадровое обеспечение, т.е. принятие решения о том, кто будет работать с детьми и на каких условиях.

4.Заключение договоров с научными работниками по проблеме.

4. Разработка нормативной документации и определение режима работы.

5. Отбор содержания педагогического процесса и нерегламентированной деятельности.

6. Подбор диагностических методик.

Следует отметить, что поэтапная работа проводилась параллельно в сотрудничестве с педагогами, семьёй и научными работниками Уральского научного -образовательного центра Уральского отделения Российской академии образования Г.П.Сикорской, директором центра, доктором педагогических наук, профессором, консультантом; а также научным руководителем дошкольного учреждения Г.И.Кушниковой кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности СурГПУ , где наша идея стала решающим фактором принятия решения перехода ДОУ на новый вид.

Мы выбрали свой путь обновления педагогического процесса, а значит нам администрации дошкольного учреждения и науки следует подготовить коллектив для решения важной задачи - как всестороннее гармоничное развитие ребенка, которые предусматривают осуществление комплекса мер, направленных на укрепление физического, психического здоровья детей и становление общечеловеческих, культурологических ценностей.

Для исследования своей деятельности мы определили объект исследования (объект исследования – педагогический процесс формирования социокультурного развития личности ребенка средствами здоровьесберегающих технологий) и предмет исследования (предмет исследования – педагогические условия социокультурного развития личности ребенка средствами здоровьесберегающих технологий), а также этапы реализации инновационного проекта. (.(

Дальнейшее развитие дошкольного учреждения которое определилось с учетом его возможностей и социальным заказом родителей предусматривает использование модульного принципа педагогического процесса. После каждого тематического модуля предполагается проведение различных форм контрольно-диагностических мероприятий с активным взаимодействием педагогов, родителей, социальными партнерами. Сочетание различных организационных форм в зависимости от целей и задач модуля поможет успешно повысить уровень методологической компетентности руководителей, специалистов и воспитателей ДОУ, совершенствовать алгоритм управленческой деятельности, необходимые при организации деятельности ДОУ в режиме инновации.

Особый интерес будут представлять – сенсорные маршруты , созданные как на территории детского сада, так и в его помещениях. Каждый маршрут планирует развивать определенный вид восприятия в большей степени с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей. Спланирован общий маршрут "Сенсорного сада", который объединит все объекты, расположенные на территории детского сада (тематические площадки, парковые скульптуры, природные объекты, сенсорные центры на групповых площадках, функциональные зоны).

На основе этого же принципа будет организована работа по маршруту «Сенсорного сада» в помещениях ДОУ. Здесь в рамках сенсорных маршрутов планируются сенсорные центры в групповых комнатах, сенсорная комната, функциональные зоны и многое другое обеспечивающие реализацию инновации в будущем. Выработка такого подхода к новому детскому саду реализуется через проектную модель «Педагогический портфель» который направлен на обсуждение и распространение лучших идей и опыта педагогического труда.

Сегодня творческой группой дошкольного учреждения и группой дизайнерского оформления реализованы идеи по внедрению авторского проекта в действительность и

спроектированы:

Генплан –общего маршрута «Сенсорного сада» продумана экспликация развивающей среды , макет фасада здания т.е. с лицевой стороны обратной стороны здания левого торца здания правого торца здания.

И, наверное, немаловажным значением по формированию экологического мировоззрения взрослых и детей, приобщения их культуре коренных малочисленных народов нашего края через создание партнерских отношений с организациями «Защиты природы Севера» в нашем дошкольном учреждении планируется создание модели-игрушки на территории детского сада «Стерх». Во-первых , потому, что именно стерх не только на Ямале, но и у многих народов мира стал птицей-символом верности и красоты, чистоты и духовности, объединяющим началом. Во-вторых, стерх - это такая птица, по состоянию которой можно судить об общем состоянии окружающей среды, он сигнализирует нам о том, что где-то мы нарушили природное равновесие. И в-третьих, стерх – особенно дорог нам потому что это священная птица коренных народов нашего края, и обустраивает свой дом и выводит потомство стерх только в России. В нашей стране и округе сегодня происходят большие изменения. Государство и регион ищут – и находят – новые пути развития. Но вне зависимости от политики, экономики, стран, направлений религии, на протяжении истории человечества истинные общечеловеческие ценности: такие как доброта и красота, любовь к ближнему и преданность Отчизне остаются навсегда . Перед педагогически коллективом, родителями, наукой стоит одна из задач познакомить с данным видом птицы и его историей, сделать так, чтобы стерх – эта жемчужина легко ранимой природы Крайнего Севера – не исчез с лица земли никогда. Предлагаемая модель-игрушка будет являться, не только как истинное украшение нашей территории, но и как символ, как объединяющее начало, как возрождение формирования духовности у детей дошкольного возраста!

Все вышеуказанные генпланы и проектные модели были рассмотрены и утверждены на Педагогическом совете 100% числом педагогов и родительским комитетом дошкольного учреждения. Данный проект является приложением к Программе развития на 2011-2015г.г.и имеет рецензию научных работников.

Обязательным условием реализации инновационного проекта является интеграция социального партнерства, так как именно активность социальных институтов поможет ДОУ реализовать поставленные задачи а в следствии ребенку в дальнейшем реализовывать себя творчески, свободно и продуктивно, а применительно к школе – успешно ориентироваться в ее свободном образовательном пространстве.

Мы предполагаем, что в будущем в результате пошаговых действий по созданию новой модели дошкольного учреждения и основных направлений деятельности по реализации становления «Детского сада будущего будет способствовать:

Изменение образовательной деятельности, выбор более качественных подходов работы педагогического коллектива;

Заинтересованность родителей в качестве предоставляемых услуг детям;

Привлечение молодых специалистов, за счет дополнительных вакансий;

Создание имиджа детского сада как одного их лучших и обеспечение его конкурентноспособности.

Предшествующая инновационная деятельность в ДОУ принесла свои плоды и результаты. У дошкольного учреждения имеются перспективы её роста в будущем:

- взаимодействие с научно – педагогическим сообществом г.Екатеринбурга, сегодня уже согласованы действия по включению ДОУ в модель инновационной площадки УНОЦ научно- образовательного центра УрО РАО в интеграции науки и практики образования -инновационные площадки в системе общего образование «Экологическое образование в северных территориях».

Предположение результатов всей проектной деятельности будет направлено на:

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам социокультурного развития и экологической безопасности детей в ДОУ;

Расширение здоровьесберегающего пространства ДОУ;

Индивидуализацию развития ребенка в здоровом образе жизни (формирование экологических компетенций).

Мы планируем, что результаты наших исследований совместно с научными работниками могут быть использованы в практической работе других дошкольных образовательных учреждениях нашего города, района, округа.

Сегодня с удовлетворением можно отметить, что наше дошкольное учреждение обладает всем необходимым и делает всё возможное для успешной профессиональной подготовки педагогов к переходу нового дошкольного учреждения на высоком уровне. Коллектив детского сада с уверенностью смотрит в будущее. Наша деятельность направлена на особый подход пребывания ребенка в детском саду - чтобы все, что окружает детей, вызывало чувство радости и красоты, будило в малыше пусть не бурю, а небольшой такой шторм положительных эмоций. Ребенок вырастет, и кто знает, быть может, обживет, обыграет, обустроит жизнь согласно своим представлениям о гармонии уже следующего поколения.


Лашкова Лия Луттовна,доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образованияГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут[email protected]

Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития системы дошкольного образования. Автор раскрывает перспективы реализации вариативных форм обучения и воспитания дошкольников, специфику программного обеспечения образовательного процесса, значение взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.Ключевые слова:дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, педагог, дети дошкольного возраста.

Дошкольное образование является самой первой общественногосударственной формой, в которой осуществляется профессиональнопедагогическая работа с подрастающим поколением. Следует помнить, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст –чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, социальнонравственном, интеллектуальном, коммуникативном развитии ребенка. Заложенный в раннем детстве положительный опыт создает прочную основу будущего развития личности дошкольника.Согласно последним нормативноправовым документам в области дошкольного образования, провозглашается идеядеятельностного и интегративного подходов к формированию личности ребенка. Традиционная система образования, призванная передать детям лишь определенную сумму знаний, умений и навыков, оказалась несостоятельной в нынешней ситуации. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения, который не только приобрел некий объем энциклопедических знаний, но и научился учиться, использовать полученные знания в ходе активной деятельности.Сегодня задачи психологопедагогической работы педагоги дошкольных образовательных учреждений(ДОУ)решают интегрировано в ходе освоения образовательных областей. Воспитатели начинают понимать, что в инновационном образовательном пространстве происходит соединение разнопредметного содержания и образуются новые формы образовательного процесса, для которых характерен общий термин –интеграция. Однако, многие не готовы к инновациям в силу глубоко укоренившихся, отработанных на протяжении многих лет репродуктивных форм и методов обучения и воспитания дошкольников. В связи с этим, важно ввести новое содержание в систему подготовки и переподготовки педагогов ДОУ по вопросам достижения в дошкольном возрасте интегральных характеристик личности ребенка. В ходе организации курсов повышения квалификации педагогических кадров, теоретических семинаров, семинаровпрактикумов необходимо раскрыть вопросы интеграции образовательных областей, комплекснотематического планирования, мониторинговой деятельности и др.Педагогические условия подготовки и переподготовки бакалавров педагогики предусматривают, прежде всего, отбор содержания образования, охватывающего новые аспекты в области дошкольной педагогики и детской психологии; отбор эффективных форм, средств и методов освоения учебного материала; включение педагогов в активную самостоятельную работу с учебным материалом.К примеру, содержание процесса развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе повышения квалификации постоянно изменяется в соответствии с изменениями нормативных документов, культурных ценностей, профессиональных требований воспитателя к профессии. В связи с этим, инвариантная часть содержания курсов включает изучение и обсуждение Закона «Об образовании», типового положения о ДОУ, проекта ФГОС дошкольного образования и т.д. Вариативная же часть предполагает участие педагогов в проектной и научноисследовательской деятельности, выполнение индивидуальных практических заданий разной сложности.Итак, развитие кадрового потенциала в системе дошкольного образования остается оной из приоритетных задач. Главным лицом в системе дошкольного образования является воспитатель. К нему сегодня предъявляются очень серьезные требования. Каждый педагог ДОУ, в первую очередь, должен освоить методику партнерского общения с ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.В Проекте ФГОС дошкольного образования отмечено, что у педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи .Именно в семье ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми длябезболезненной адаптации в обществе. Сегодня родители переживают значительные трудности: личные проблемы, усталость, психическое и физическое перенапряжение, тревога в связи со снижением безопасности жизни, рост чувства одиночества, отсутствие понимания, событийные кризисы и др. В этих условиях семье необходима поддержка и сопровождение. Следует придать дошкольному учреждению открытость, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.К сожалению, семье и дошкольному образовательному учреждению не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Педагоги часто сетуют на то, что родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О.Л.Зверевой, Т.В.Кротова Е.П.Арнаутовой,В.П.Дубровой и др. отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от специфики образовательной работы в ДОУ, от инициативы администрации в решении вопросов педагогического просвещения родителей. Вероятно, сегодня поиск путей совершенствованияработы с родителями не должен ограничиваться нахождением новых форм, и гораздо больше внимания необходимо уделялось её содержанию и методам .Главная задача воспитателя –преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и настроится насотрудничество, взаимодействие. При организации дифференцированного подхода к родителям должны соблюдаться следующие условия: соблюдение такта, чуткости, отзывчивости; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраст её членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания; сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы и др. Кроме того, необходимо помочь родителям подготовить к школе детей, не посещающих по какойлибо причине дошкольные образовательные учреждения. Так, в г. Сургуте услуги дошкольного образования оказывают 49 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (в том числе 1 автономное), 1 гимназия, 2 прогимназии, 5 начальных школдетских садов. Вместе с тем, с целью ликвидации очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрено расширение форм и способов получения дошкольного образования. Возникла новая задача –расширить спектр вариативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Опыт Сургута доказывает эффективность работы групп кратковременного пребывания, консультативных пунктов, семейных групп, центров игровой поддержки, служб ранней помощи, родительских лекториев, клубов будущего родителя,оказывающих помощь родителям, воспитывающим дошкольников на дому, в обеспечении равных стартовых возможностей ребенка при поступлении в школу. Следует согласиться с существованием проблемы преемственности дошкольного и начального образования и, как следствие, неготовность многих детейк школьному обучению, значительные трудности при адаптации к школе, достаточное количество неуспешных детей. В процессе подготовки детей к школе внимание родителей в большей степени обращено на знаниевую составляющую, на формирование определенных навыковучебных действий. Это приводит к повсеместному «зашколиванию» в работе с дошкольниками, что негативно сказывается на физическом и на психическом самочувствии детей.Порой дети приходят в школу с навыками чтения и счета и при этом у них не развита мелкая моторика и устная речь. Остается без внимания социальная сторона образования, связанная с приобретением навыков эффективной коммуникации, сотрудничества, умения регулировать свое состояние и др.Кроме того, отсутствует согласованность программ дошкольных образовательных учреждений и школ, наблюдается непонимание и неприятие школьными педагогами игровых форм обучения, которые еще являются преобладающими у детей 6–7 лет. Возникает вопрос: как решить данную проблему? Опыт кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена показывает эффективность разработанных концептуальных основ организации образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста. Ученые представляют модель обеспечения качества дошкольного образования, определяют характеристики его продуктивности и эффективности. В качестве показателей результативности образования дошкольников выдвинута степень развития начальных компетентностей ребенка –интегративных личностных характеристик, определяющих способность к решению доступных жизненных задач. Авторы концепции отмечают, что проявление данных компетенций в различных видах деятельности позволяет определить готовность перехода ребенка на школьную образовательную ступень . Особое беспокойство вызывает и тот факт, что взрослые не играют с детьми, у них нет на это времени. Игра исчезает из жизни дошкольника, а вместе с ней исчезает само детство. Вместе с тем, всем известно, что именно в игре развиваются мышление, общение, эмоции воображение. Именно в игре ребенок с удовольствие подчиняется определенным правилам, оценивает себя, проявляет творческую активность и инициативу.Не следует забывать и о важности продуктивной, трудовой, строительноконструктивной, музыкальной, исследовательской, коммуникативной и других видов деятельности дошкольников. В настоящее время разработаны и разрабатываются новые педагогические технологии их организации в дошкольном образовательном учреждении и семье, учеными предлагается новый инструментарий проведения непосредственной образовательной деятельности, организации самостоятельной деятельности ребенка, а также его совместной деятельности со взрослым.К примеру, в разработанной нами педагогической технологии представлен инструментарий воспитания культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики. Работа проходила в три этапа. Первый этап (разъясняющемотивационный) был направлен на ознакомление с жанром фольклора, формирование правильного понимания обобщенного иносказательного смысла загадок, образных слов и выражений в сказках, понимание пословиц, поговорок иправил их употребления; а также осознание логичного композиционного построения текста русских народных сказок.На втором этапе (теоретическии практическиразвивающем) –шло формирование представлений о языковых средствах создания обобщенности и иносказательности используемых в работе жанров фольклора.Третий этап (репродуктивнотворческий) включал обучение адекватному, точному и логичному использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок в соответствующих коммуникативных ситуациях в самостоятельных высказываниях.Наиболее эффективными формами и методами работы с детьми оказалисьигровые упражнения «Кто лучше всех придумает сравнение», «Опиши с помощью других предметов», «Угадай, про что задумал»; «рисование диафильма», моделирование, игрыдраматизации, театрализованные и режиссерские игры, постановка спектаклей, сочинение собственных сказок.В результате опытноэкспериментальной работы дети стремились к точному употреблению образных слов и выражений на основе глубокого понимания прямого и переносного их смысла. В самостоятельных высказываниях дошкольников встречались адекватно использованные пословицы и поговорки, развивалось умение составлять логическое высказывание на основе фольклорных произведений, используя трехчастную форму композиции .Серьезной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие процедуры экспертизы основных общеобразовательных программ дошкольного образования. В современной системе дошкольного образования существует достаточно много различных авторских комплексных и парциальных образовательных программ, которые возникли и продолжают появляться и апробироваться как альтернатива существующим в системе образования. Однако эти программы не прошли экспертизу, которая, несомненно, будет способствовать созданию реестра примерных основных образовательных программ дошкольного образования, являющегося государственной информационной системой.В настоящее время при разработке основной ощеобразовательной программы каждому дошкольному учреждению необходимо четко обосновать целесообразность, объем и соотношение ее обязательной и вариативной частей, учитывая возможности педагогов, интересы родителей и потребности ребенка. Кроме того, следует максимально согласовать существующие в детском саду планы (исключить дублирование, несоответствие, избегать декларативности). Следует помнить, что большую роль при конструировании и реализации образовательного процесса играет среда развития ребенка. Согласно проекту ФГОС ДО, развивающая предметнопространственная среда Организации (группы) должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. С точки зрения психологов, среда должна учитывать возрастные особенности детей дошкольного образовательного учреждения; обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности; удовлетворять потребности актуального и ближайшего развития ребенка.Педагогическими характеристиками построения предметноразвивающей среды являются комфортность и безопасность обстановки, соответствие образовательной программе, обеспечение богатства сенсорных впечатлений и самостоятельной деятельности ребенка, доступное расположение предметов, создание условий для изменения, дизайна.Сегодня органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов разработаны муниципальные программы развития дошкольного образования. Использование программноцелевого подхода способствует решению проблемы развития дошкольных образовательных учреждений, удовлетворению спроса на дошкольные услуги с учетом роста рождаемости.Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент основной задачей является развитие системы дошкольного образования, оптимально отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей качественным дошкольным образованием.

Ссылки на источники1.Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.–URL: http://минобрнауки.рф.2.Зверева О.Л.,Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. –М.: Сфера, 2005. –80 с. 3.Езопова С.А. Обеспечение доступности и качества образования детей старшего дошкольного возраста в российской федерации: проблемы и пути их решения // Вестник Герценовского универсистета. –2007. –№ 11. –С. 42–46.4.Лашкова Л.Л. Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста средствами народной педагогики. –Екатеринбург: УГПУ, 2006. –140 с.

Lashkova Liya, doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of theory and methods of preschool and primary education, Surgut State Pedagogical University, [email protected] and prospects of preschool education system evolutionAbstract.The article is devoted to the questions of preschool education system evolution. The author opens the prospects of realization of variative forms of training and education of preschool children and the specifity of the software of educational process, significance of the interaction of preschool educational institution and family.Keywords:preschool education, preschool educational institution, teacher, children of preschool age.

Охарактеризуем тенденции развития дошкольного образования России, его перспективы, опираясь на данные, опубликованные в работе Л.А. Парамоновой Парамонова, Л.А. Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2007. -№ 2 (195) -С.12..

Произошедшие резкие изменения в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране привели к следующему - увеличилось число семей социального риска, матерей-одиночек и безработных женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, семей, доходы, которых значительно ниже прожиточного минимума, семей беженцев и переселенцев. Семья переживает в России тяжелейший кризис: растет число внутрисемейных конфликтов, разводов, резко сократилась рождаемость. Возникает опасная тенденция переориентации семьи с функций воспитания на простое выживание. В результате чего происходит неправильная социализация живущих в таких семьях детей: у них не формируется представление о ценности семейной жизни, возникает индивидуалистическая, пассивная или агрессивная жизненная позиция, что в скором будущем может привести к социальному взрыву.

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей - около 90 %) Парамонова, Л.А. Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2007. -№ 2 (195).- С.14.. Основными причинами отказа от детского сада является неплатежеспособность родителей и, реже, состояние здоровья ребенка. Вместе с тем дети даже в обеспеченных семьях, не посещающие детские сады, как правило, не получают должного воспитания, воспитательные функции перекладываются на телевизор, компьютер.

Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни - полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад - родители могут работать и учиться, профессионально и личностно совершенствоваться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т.е. осуществлялась их адресная поддержка. Очевидно, что современных условиях традиция дифференцированной родительской платы должно быть сохранена.

Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. В силу этого необходимы усилия государства и общества, направленные на обеспечение полного охвата различными формами дошкольного воспитания детей хотя бы с 4-5 лет с целью их полноценного развития, а не “натаскивания” к школе.

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного воспитания. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые - детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др. С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных - для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития. В дошкольном возрасте находятся в стадии становления физические и психические функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект ребенка, его творческое начало, широкая сфера интересов и др., и в связи этим неправомерно выделение той или иной приоритетной линии развития; специализация абсурдна по отношению к дошкольнику и нарушает право ребенка на разносторонность и целостность развития.

Значительно важнее учесть потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений. Требуется увеличение количества групп для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), групп с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания (2-3 раза в неделю на 3-4 часа) и др.

Наличие же высших и низших категорий, присваиваемых дошкольным учреждениям разных видов по итогам аттестации, изначально ставит детей в неравные стартовые условия развития и нарушает права ребенка на получение доступного и качественного образования. Поскольку в учреждениях низшей категории соответствующие и образовательные услуги.

Гораздо целесообразно, чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной “хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей. А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка), могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений. Проблема только в том, что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства.

В соответствии с проводимой реформой образования дети должны идти в школу с 6,5- 8 лет, исходя из уровня их готовности к обучению, состояния здоровья и пожеланий родителей. Вместе с тем в ряде регионов проводится политика убеждения родителей отдавать детей в школу с шести лет в массовом порядке, независимо от уровня зрелости ребенка, компетентности учителей в отношении работы с детьми этого, еще не школьного, возраста, наличия в школе необходимых условий - для игр, прогулок, самостоятельной деятельности детей и др.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН свыше 41 % детей 6-7 лет - функционально не готовы к обучению в школе (еще не созрели). Их число существенно увеличилось по сравнению с 1970-1980-ми годами. Причем большую часть среди них составляют мальчики (48,6 % против 28,6 % девочек). Результаты многолетних медицинских наблюдений за детьми, начавшими обучение с 6 лет, показывают, что “шлейф” школьных проблем в состоянии здоровья прослеживается у них на протяжении многих лет. На этом фоне активные попытки “рекрутировать” 6-летних детей в школы должны вызывать особую тревогу у профессионалов и общества в целом Парамонова, Л.А. Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2007. -№ 2 (195). -С.16..

Давление школы оказало существенное влияние и на саму организацию жизни детей в детском саду. Самоценность дошкольного детства ушла на второй план, во главу угла стала узконаправленная подготовка к школе. Жизнь детей становится строго регламентированной, а функции воспитателя, который раньше был для ребенка главным человеком, стали выполнять дополнительно работающие педагоги: экологи, инструкторы по физкультуре, преподаватели изобразительной деятельности, режиссеры и др. При таком сугубо школьном подходе теряется сама сущность детского сада, места, где ребенок может быть самим собой, заниматься под руководством воспитателя, хорошо его знающего, интересными развивающими делами (играть, конструировать, рисовать, слушать музыку, придумывать сказки и др.); разрушается детское сообщество.

Важно то, что в детской садах повышенной категории предусмотрено расширенное штатное расписание за счет введения в него дополнительных педагогов, специализирующихся в той или иной области. Что по сути неоправданно существенно удорожает для государства содержание детей в таких учреждениях. Заметим, что всю образовательную работу в детскому саду прекрасно могут вести воспитатели и музыкальный работник (как было всегда раньше).

Сегодня широкое распространение в системе образования получило тестирование. Ему подвергают детей практически с трехлетнего возраста, не говоря уже о шести- семилетках. Используются самые произвольные системы диагностических методик, порой не выдерживающие никакой критики. При этом не учитывается мировой опыт, показавший недостоверность прогностических возможностей теста в отношении развития маленьких детей. Тестирование проводится практическими психологами, часто получившими недостаточное психологическое образование как дополнительное за 3-6-9 месяцев.

Тесты, с помощью которых ограничивается доступ детей к обучению в тех или иных школах, травмируют детей, вызывают протест у их родителей и большинства педагогов, работающих с маленькими детьми. Процедура тестирования как инструмент отбора находится в прямом противоречии с юридическим и конституционным правом на образование.

Сегодня принято говорить, что у нас построено вариативная система образования. Однако наличие большого числа программ и технологий свидетельствует о пестром разнообразии, а не о вариативности.

Для выстраивания вариативного образования необходимо, в первую очередь, определить инвариант, т.е. обязательное сущностное ядро содержания образования. В его качестве выступают стандарты. При этом они не должны быть сведены к минимуму "подвального” уровня: ниже - провал. Они должны быть наполненными настолько, чтобы каждый ребенок имел возможность взбираться и выше, “к чердаку с большим окном”, через которое видна перспектива дальнейшего развития.

Такие стандарты фактически заложены в Примерной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста, разработанной по заказу Министерства образования РФ авторским коллективом Центра “Дошкольное детство” им. А.В.Запорожца Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2004.- 199с., которая призвана стать ориентиром при создании вариативных программ. Она основана на деятельностном подходе, имеет развивающий характер, рассчитанный на потенциальные возможности ребенка, реализует принцип системности и здоровьесберегающий подход. Особое значение имеет воспитывающая направленность программы: ее содержание вводит в мир родной культуры и культуры других народов. Мультикультурное воспитание способствует формированию с малых лет патриотизма и толерантности. Программа позволяет поставить на место монологической педагогики педагогику диалога.

В ней представлены также интегральные показатели детского развития, позволяющие самому воспитателю, который постоянно находится рядом в детьми, оценивать, как растет и развивается ребенок (в один год, в три года, в пять лет, в шесть-семь лет) без привлечения традиционного психологического тестирования, строить в соответствии с индивидуальностью каждого ребенка свою педагогическую работу.

Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование, практически не идут работать в детские сады. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и физических сил. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод: достойным педагогам - достойную зарплату.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования предполагается ввести долевое финансирование, предполагающее оплату государством только фиксированного объема образовательных услуг детских садов. Однако специфика образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в отличие от школы, осуществляется в течение всего дня и не сводится только к учебным занятиям (необходимо научить ребенка мыть руки, правильно есть, вежливо вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими детьми и многому другому). Поэтому образовательные услуги дошкольных учреждений свести к 3-4 часам практически невозможно. Столь же неприемлемо разделение родительской оплаты за содержание ребенка (в основном, питания, в котором так нуждаются сейчас многие дети) и бюджетного финансирования образования.

Оптимальным решением является определение процента от общей стоимости содержания ребенка в детском саду, который составил бы размер оплаты, доступный большинству родителей при адресной поддержке малообеспеченных семей.

Развитие маленьких детей во многом зависит от окружающей их предметной среды (игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др.).

Решение проблем организации различных форм охвата детей дошкольным образованием, достойной оплаты труда педагогов, доступности качественного детского сада для всех детей требует отдельного бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровнях.

Организационная основа государственной образовательной политики на сегодняшний день - Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) Постановление Правительства от 23.12.2005г. № 803«О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» // Собрание законодательства РФ, 09.01.2006, №2, ст.186. . Охарактеризуем основные направления ФЦПРО.

В действующую программу, рассчитанную на 2006-2010 годы, включено и мероприятие по развитию дошкольного образования. Оно сформулировано как «создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе». Это не означает, что дошкольное образование детей до 5 лет не будет развиваться. Просто до 2010 года это в большей степени относится к компетенции регионального и муниципального уровней управления образованием. На федеральном уровне речь идет о детях старшего дошкольного возраста.

В 2006 году в рамках ФЦПРО было выполнено несколько проектов. Остановимся на двух наиболее объемных и значимых.

Целью проекта, разработанного Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования (ИСИО РАО), стала апробация различных организационных моделей дошкольного образования. Была научно и практически обоснована возможность функционирования дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и учреждениях культуры. Дошкольные группы вне ДОУ, даже при их сравнительно малой численности (около 2% в 2002 году; 4,3% в 2006-м), способствуют решению проблемы увеличения охвата детей дошкольным образованием, особенно в сельской местности.

Задачами проекта, выполненного Елецким государственным университетом им. И.А. Бунина, были обновление существующего перечня видов ДОУ и предоставление равных стартовых возможностей детям старшего дошкольного возраста. Обновление перечня должно будет стать условием для дальнейшего развития организационной вариативности дошкольного образования, которая, в свою очередь, может дать толчок и для развития вариативности содержательной.

Результаты этих проектов уже оформлены в виде методических рекомендаций Министерства образования науки РФ, направлены во все субъекты РФ и напечатаны в журнале «Дошкольное воспитание».

Среди проектов, реализованных в 2007 году, также можно выделить два наиболее объемных исследования.

Первый проект, выполненный ИСИО РАО с привлечением специализированных организаций, - «Мониторинг состояния и развития системы дошкольного образования». Приведем несколько интересных цифр и фактов, полученных в результате этого исследования.

Согласно данным мониторинга, подавляющее большинство потребителей видят ценность детских садов в процессах обучения и воспитания, непосредственной подготовке детей к школе. Дошкольное образование для родителей - это «как можно больше обучения», то есть знаний, умений и навыков. Итоговая оценка работы детского сада чаще всего осуществляется ими по одному критерию: насколько их ребенок будет конкурентоспособен в школе, что значит - «вооружен знаниями до зубов».

Среди групп КП (кратковременного пребывания) наиболее востребованы группы с трехчасовым режимом пребывания (почти 65%). Привлекательность таких групп, по всей видимости, объясняется экономическими причинами: они не предполагают питания детей, что существенно снижает расходы родителей. Более 50% всех групп КП - это группы подготовки детей к школе, 28% - адаптационные группы.

Распределение дошкольных учреждений по видам (по данным ИСИО РАО):

Обычные детские сады - почти 60% (наиболее распространены в сельской местности, где нет необходимых условий и достаточного количества специалистов);

детские сады комбинированного вида - около 19%;

детские сады общеразвивающего вида - более 10%;

центры развития ребенка - чуть более 5%;

детские сады компенсирующего вида - 3,5%;

детские сады присмотра и оздоровления - 2%.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2008-2010 годы запланированы: разработка государственных требований к основной общеобразовательной программе; разработка государственных требований к условиям реализации программы; создание комплексной психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста; создание модели оценки состояния системы дошкольного образования; изменение системы повышения квалификации кадров в соответствии с грядущими изменениями в содержании дошкольного образования; разработка требований к созданию предметно-развивающей среды дошкольных учреждений; создание моделей психологической и методической служб в сфере дошкольного образования; а также иные мероприятия.

Выводы по первой главе

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

Дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач, такие как: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Для современных дошкольных учреждений характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

2. Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию состоит из законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных правовых актов, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области образования.

Основным законодательным актом в области дошкольного образования является Конституция РФ, закрепляющая общедоступность дошкольного образования и его бесплатность. Из законодательных актов Российской Федерации системообразующим в области дошкольного образования является Закон «Об образовании». Конкретизируя и дополняя несовершенство действующего Закона «Об образовании», целый ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ регулируют отношения в дошкольном образовании. Так, Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, которым регулируется значительный массив отношений в области дошкольного образования.

3. Современный подход организации педагогического процесса в дошкольном учреждении основывается на выделении доминирующих воспитательно-образовательных целей. В качестве ведущей цели выдвигается воспитательная задача. Ее содержание определяется особенностями развития детей на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Программы, разработанные в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Однако, формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту, так как программа должна соответствовать поставленным педагогическим целям и учитывать особенности конкретной детской группы.

4. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2008-2010 годы запланированы: разработка государственных требований к основной общеобразовательной программе; разработка государственных требований к условиям реализации программы; создание комплексной психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста; создание модели оценки состояния системы дошкольного образования; изменение системы повышения квалификации кадров в соответствии с грядущими изменениями в содержании дошкольного образования; разработка требований к созданию предметно-развивающей среды дошкольных учреждений; создание моделей психологической и методической служб в сфере дошкольного образования; а также иные мероприятия, которые в совокупности определят вектор дальнейшего развития дошкольного образования России.

Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются Концепция модернизации российского образования, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года.

Необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования - обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь) которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.

Кроме того, система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости не возможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.

Согласно государственной программе Российской федерации по развитию образования на данный момент остался не решенным целый комплекс проблем, в том числе: восстановление роли дошкольного образования как важнейшего общедоступного уровня системы образования, деятельность которого направлена на формирование у детей основополагающих свойств личности, духовного и физического здоровья, подготовку к получению общего и профессионального образования. Решение этой и других проблем предполагается осуществить в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2012-2020 годы. Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность. Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

Реализация Государственной Программы будет осуществляться в 2 этапа:

этап: 2012-2015 годы

этап: 2016-2020 годы

Одна из подпрограмм, которая будет реализована в рамках Программы:

Подпрограмма 1. Повышение доступности и качества дошкольного и общего образования.

Так же федеральный закон "Об образовании" находится на завершающем этапе принятия. После нескольких этапов профессиональных и экспертных обсуждений в нем отражены основные механизмы модернизации системы образования.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы (таблица № 5):

  • * гуманизация - определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил. Гуманизация образования - это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что "составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе" и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности. Ведущим направлением гуманизации образования считается "самоопределение личности в культуре", ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
  • * демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;
  • * диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция выделенных оснований на учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении по-новому представляет все его подсистемы.

В связи с этим появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

  • · принцип человекосообразности (единство культуро - и природосообразности);
  • · принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей;
  • · принцип активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

  • · демократизации и гуманизации;
  • · системности и целостности управления;
  • · централизации/децентрализации;
  • · взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
  • · единоначалия и коллегиальности;
  • · объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:

  • * совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
  • * раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;
  • * несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;
  • * потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
  • * потребность в новых педагогических кадрах;
  • * приспособление новшеств к новым условиям;
  • * проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
  • * проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики.

Изменение парадигмальных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы (В.Т. Кудрявцев, 1999).

В 1919 году в Штутгарте открылась первая вальдорфская школа. В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х - начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. А в 1991 г. в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые школы. В настоящее время в нашей стране действуют около 30 вальдорфских школ и 60 детских садов Воспитатели садов объединились в "Содружество". Только те, кто прошел обучение и успешно провел группу в течение нескольких лет, могут стать действительными членами этого объединения.

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство - это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся "ускорить" развитие. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности - прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое. Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

  • * создание атмосферы, благоприятной развитию;
  • * воспитание через подражание и пример;
  • * культивирование многообразных форм игровой деятельности;
  • * создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
  • * организация здорового ритма жизни группы;
  • * занятия различными видами трудовой деятельности ("педагогика руки") и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями "программы" работы детского сада или методическими "приемами", а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу "учебного заведения".

Начиная с 1992 г., в России появилась возможность создания сети православно-ориентированных дошкольных учреждений с целью воспитания детей на ценностях православия, основы которого должны закладываться с самого раннего дошкольного возраста. Это имеет большое значение при подготовке ребенка к поступлению в православные образовательные учреждения: гимназии, прогимназии и лицеи, для обеспечения преемственности в вопросах воспитания и обучения.

За сравнительно небольшой период времени православное дошкольное воспитание прошло серьезный путь, отражающий поиски различных подходов к организации, формам и содержательной деятельности дошкольных учреждений и групп данного профиля.

Основными направлениями системы православного воспитания детей раннего и дошкольного возраста являются: духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях; развитие сети православных дошкольных групп и детских садов; становление учреждений социальной реабилитации, использующих духовно-нравственное воспитание как средство коррекции развития и поведения детей дошкольного возраста; возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи.

В большинстве епархий Русской Православной Церкви открыты церковные детские сады и православные группы: в каждой из 130 епархий сегодня насчитывается от 2 до 15 таких учреждений. На базе государственных и муниципальных учреждений создаются группы с православной ориентацией, расширяется сеть учреждений с этнокультурным компонентом. В ряде детских учреждений появились кружки и факультативы по вопросам христианской культуры.

Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.