Модная революция: зачем Петру I понадобилось переодевать русских. Петровская реформа костюма Тайна Сухаревой башни

Подобные документы

    Новгородский традиционный костюм. Декоративное оформление женского костюма: нашивки по подолу сарафанов, оформление ворота, оплечия, рукава и подола рубах. Головные уборы в новгородском костюме. Основные виды верхней одежды новгородских крестьян.

    курсовая работа, добавлен 21.11.2013

    Анализ русского костюма XIX в., общая характеристика изучаемой эпохи. Характеристика мужских и женских русских костюмов XIX в., изучение ткани, цвета, декора и ювелирных украшений. Проработка макета девичьего костюма Московской губернии середины XIX в.

    курсовая работа, добавлен 27.09.2009

    Мода, эталон красоты одежды и взаимодействие традиций XVIII века в Европе и России. Эстетический идеал моды и стиля Европы. Вандейский стиль и Петровская реформа костюма. "Офранцуженный сарафан" Екатерины II, прически, ювелирные изделия и косметика.

    курсовая работа, добавлен 23.01.2017

    Анализ археологического контекста находок антропоморфной пластики. Морфологический анализ деталей костюма и украшений, встречающихся на пластике эпохи поздней бронзы и раннего железа. Реконструкция деталей одежды и украшений в женском и мужском костюме.

    Влияние финансовой реформы на финансовое положение России XVIII веке. Предпосылки реформ Петра І. Перечеканка иностранной монеты как источник пополнения казны. Певые реформы денежной системы. Реформа налоговой системы. Введение таможенного тарифа.

    реферат, добавлен 22.04.2009

    Экономические преобразования и особенности утверждения абсолютизма в России времен Петра I. Влияние церковной реформы и европеизации на утверждение абсолютизма и процессы общественной жизни. Реформы Екатерины II и политика просвещенного абсолютизма.

    контрольная работа, добавлен 28.04.2010

    Влияние политических, социально-экономических и культурных факторов на перемены в повседневной жизни и быте советских людей. Особенности создания "советского стиля" в одежде и представлений о моде как основы для создания образцов женского костюма.

    Характеристика исторического периода Башкирии. Эстетический идеал красоты. Конструктивный анализ общих закономерностей женского костюма. Обоснования выбора одежды для макетирования. Модный аксессуар и дополнение наряда. Эскизная проработка декора.

    курсовая работа, добавлен 29.05.2014

    Причины образования абсолютной монархии в России. Основные реформы центральных органов власти (образование Сената, Духовной коллегии, введение фискальства), местного и городского управления в XVIII веке. Военная и судебная реформа Петра I, ее результаты.

    реферат, добавлен 28.10.2012

    Мнения историков дореволюционного периода о Петре І. Особенности оценки реформ Петра I советскими историками. Специфика современных представлений о реформах Петра. Основные политические и экономические изменения, произошедшие в результате реформ Петра I.

а Борисов Игорь


Цели: - Показать какие изменения претерпивал внешний вид дворянства при Петре Великом - Отобразить пути проникновения европейских новшеств в моду российского дворянства в первой половине XVIII века


Русский костюм в XVIII веке Таким образом, основные формы европейского костюма - «платья саксонского, немецкого или французского» - заменили абсолютно несхожий с ними по конструктивному и декоративному решению древнерусский костюм, вызвали к жизни новые представления о красоте, новые эстетические идеалы.Преобразования Петра I совпали с господством французской моды в Европе. Однако для Петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Оно прежде всего сказывалось в большей простоте тканей и отделки, ориентации на вкусы бюргерства.Энергичная натура Петра, активное привлечение им дворянской молодежи к разнообразной деятельности обусловили более практичную и простую форму одежды. Судить о ней можно по гардеробу Петра I, представленному в коллекции Эрмитажа. В составе ее много предметов из сукна, шерсти, льняных и хлопчатобумажных тканей. Например, двубортный кафтан из двустороннего темно-красного и зеленого сукна, воротник отложной, широкие обшлага пристегнуты к рукаву тремя пуговицами, обтянутыми парчой; плащ из двустороннего синего и малинового сукна, отделанный серебряным галуном; летний кафтан и штаны из шелкового голубого репса на белой шелковой подкладке с цветочным узором, отделанные серебряным кружевом и оплетенными серебряной нитью пуговицами. Под кафтан надевался камзол из небеленого холста, вышитый гладью серебром, с серебряными пуговицами, на подкладке из темно-голубого шелка.


Мужской костюм Основные формы мужского костюма с начала века и до 70-х гг. изменяются незначительно: по-прежнему остаются французский кафтан с прямыми полами, расширенный книзу за счет жесткой прокладки, камзол, кюлоты. Однако с каждым годом возрастают богатство и роскошь применяемых тканей, отделки, украшений. В конце 70-х гг. в моде французский и английский фраки.


На известном портрете Боровиковского князь Куракин изображен на фоне пышной дворцовой обстановки в ослепительно ярком парадном костюме, обильно украшенном драгоценностями, за что его называли «бриллиантовым князем». Облегающий фрак с высоко скошенными полами и кюлоты из золотисто-желтой парчи, красная и синяя орденские ленты, богатая вышивка камзола, обшлагов, дорогое кружево манжет делают костюм необычайно красочным и нарядным.


Женский костюм Основным силуэтом женского костюма второй половины XVIII в., за исключением последнего его десятилетия, был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка - панье, позднее фижмы. Такое платье мы видим на портрете Сарры Элеоноры Фермор художника Вишнякова.


Так же как и для мужского костюма, для женского применялись дорогие привозные ткани с богатой отделкой: вышивкой (золотыми и серебряными нитями), драгоценными камнями, тончайшим кружевом, газом. Эта роскошь часто граничила с расточительством и приводила к разорению дворянских семей.


Реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения - как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории Выводы: - таким образом, основные формы европейского костюма - «платья саксонского, немецкого или французского» - заменили абсолютно несхожий с ними древнерусский костюм, вызвали к жизни новые представления о красоте, новые эстетические идеалы


Список использованных источников http://credonew.ru/content/view/242/26/ http://www.countries.ru/library/russian/dolgov/history2_7.html


Изменения в женской моде при Петре I () Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма. Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма.


По указу Петра I в 1700 г. дворянкам и горожанкам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены для женщин широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила).


Преобразования Петра I совпали с господством французской моды в Европе. Однако для Петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Оно прежде всего сказывалось в большей простоте тканей и отделки, ориентации на вкусы бюргерства. Преобразования Петра I совпали с господством французской моды в Европе. Однако для Петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Оно прежде всего сказывалось в большей простоте тканей и отделки, ориентации на вкусы бюргерства.


Женский костюм при Елизавете Петровне () В период царствования Елизаветы, дочери Петра, платья дворянок характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы). На плечи надевалась кружевная мантия из серебряных нитей. После смерти Елизаветы в ее гардеробе осталось до 15 тысяч таких же роскошных платьев. В период царствования Елизаветы, дочери Петра, платья дворянок характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы). На плечи надевалась кружевная мантия из серебряных нитей. После смерти Елизаветы в ее гардеробе осталось до 15 тысяч таких же роскошных платьев.


Мода при Екатерине II () Новым этапом в развитии эстетических вкусов и идеалов русского общества является период царствования Екатерины II, связанный с усилением влияния французской моды на дворянский костюм, с утверждением роскоши и пышности его форм. Целый ряд государственных указов, регламентирующих формы костюма, говорит о том большом значении, которое придавалось костюму как выразителю сословных, социальных и моральных идей класса в этот период. Эстетический идеал и костюм второй половины века отражены в портретной живописи замечательных русских художников Левицкого, Боровиковского, Рокотова, Аргунова.






А. Вишняков Портрет Сарры Элеоноры Фермор Основным силуэтом женского костюма второй половины XVIII в., за исключением последнего его десятилетия, был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка панье, позднее фижмы.




В. Боровиковский Портрет М.И. Лопухиной В 90-е гг. под влиянием моды эпохи Великой французской революции в России начинают носить тонкие платья- рубашки с высокой талией, прическу с локонами или греческим узлом, мягкие туфли без каблуков, с завязками вокруг икр.


Заключение Женская дворянская мода России испытала в XVIII веке серьезные изменения, связанные с ориентацией политики государства на союз с европейскими державами. Огромное влияние на нее оказывала мода Голландии и Франции. Изменения в женском костюме закреплялись указами и сразу же находили свое отражение в живописи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Изменение моды при Петре 1 Проект По истории На тему: Изменение моды при Петре 1. Ученицы 8-гик МБОУ «Гимназия» Г.Бахчисарай Марчук Есении

2 слайд

Описание слайда:

Изменение моды при Петре 1 Правление Петра I вошло в историю не только судебными и финансовыми реформами, но и преобразованиями в культурной сфере, в том числе, в области моды. Многие историки появление самого понятия моды в России связывают именно с именем Петра. За три десятилетия ему удалось не только переодеть консервативное русское дворянство на европейский лад, но и изменить стиль поведения и мышление столичных и московских жителей.

3 слайд

Описание слайда:

Петр I против традиций. Налог на бороду. Еще до реформы Петр I традиционным долгополым одеждам предпочитал более удобное европейское платье, а в конце 1690-х годов, вернувшись из-за границы, принялся за европеизацию страны, причем начал с самого неприкосновенного – бороды. Долгое время бритье бороды и усов считалось на Руси грехом. Поэтому, когда в 1698 году молодой царь Петр I собственноручно отрезал бороды нескольким знатным боярам, это вызвало непонимание и удивление. Однако царь был настойчив, несмотря на то, что многие видели в его действиях неуважение к исконно русским традициям. К тому же, после сбривания бороды священники отказывались обслуживать безбородых, и были даже случаи, когда после принудительного бритья бояре кончали жизнь самоубийством.

4 слайд

Описание слайда:

В 1698 году Петр I установил налог на бороду, уплатившим который выдавался специальный жетон, предъявлявшийся городовым. Уже в 1705 году был издан указ, согласно которому единственными, кому разрешалось не брить бороду и усы, оставались священники, монахи и крестьяне. Со всех остальных за непослушание взимался повышенный налог, размер которого зависел от сословия и имущественного положения нарушившего. Всего существовало четыре уровня пошлины: 600 рублей в год, что было огромными деньгами, должны были платить царедворцы и городовые дворяне, 100 рублей в год взимали с купцов, 60 рублей платили посадские люди, а слуги, ямщики и московские жители разных чинов за ношение бороды отдавали 30 рублей в год

5 слайд

Описание слайда:

Кюлоты и шлафрок вместо халата и штанов. Не успевших оправиться от запрета на бороду дворян вскоре ждало новое потрясение. 29 августа 1699 года- указ о запрете на старый русский костюм. В январе 1700 года- Петр I велел всем носить платье на манер венгерского, немного позже в качестве примера стал приводиться немецкий костюм, и в конце концов боярам и дворянам предписывалось носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам.

6 слайд

Описание слайда:

Согласно предписаниям, мужчинам теперь следовало одеваться в укороченный кафтан, камзол и штаны. Европейский кафтан был значительно короче традиционного русского – он доходил только до колен. Достаточно плотно облегавший фигуру сверху, книзу он становился более широким – по бокам у кафтана были складки, а по центру спинки и по бокам – разрез. Это делало кафтан более удобным и практичным, теперь в нем можно было даже ездить верхом. Отвороты на рукавах – обшлага – делали достаточно широкими и нашивали на них декоративные пуговицы.

7 слайд

Описание слайда:

Камзол в большинстве случаев шился из одной ткани с кафтаном, но был значительно короче и не такой широкий снизу. По бокам у этой одежды также были разрезы, но не было складок. Рукав был узкий (иногда его не было вовсе), а воротник к камзолу никогда не пришивали. Камзол застегивался на пуговицы и мог украшаться вышивкой и узорами на ткани.

8 слайд

Описание слайда:

В это же время вошла в моду специальная одежда для дома – шлафрок. Шлафроком называли халат, который бояре и дворяне надевали в домашней обстановке. Судя по названию (с немецкого- Schlafen – "спать", Rock – "одежда")

9 слайд

Описание слайда:

Корсеты в кружеве и робы в камнях. Если мужчины переодевались в новые костюмы довольно неохотно, то женщинам переход на европейскую моду дался еще тяжелее. Привыкшие к длинным и широким сарафанам, к многослойным нарядам, теперь девушки должны были надеть узкое и открывающее плечи европейское платье.

10 слайд

Описание слайда:

В начале 18 века одежда столичных дворянок стала походить на французское платье конца XVII века. Дамский костюм теперь состоял из юбки, корсажа и распашного платья – все это доставляло женщинам особые неудобства. У состоятельных дам он всегда был обтянут шелком и щедро обшит пуговицами, кружевом и лентами. Корсет нельзя было надеть самостоятельно – шнуровку на спине девушкам затягивали служанки, в нем было трудно дышать и расслабиться или согнуть спину. С непривычки многие дамы, находясь весь день в узком платье, падали в обморок. Помимо неудобства, корсет был еще и введен для здоровья: в нем организм становился уязвимым для желудочных и легочных заболеваний.

Алексей Каретников. «Из жизни Петра Великого»

Но хуже для меня наш Север во стократ
С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад,
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, наперекор стихиям.

Грибоедов. Горе от ума. 3, 22. Чацкий.

Побывав с Великим посольством 1697-1698 годов в Западной Европе, царь Петр вернулся в Россию преисполненным грандиозных идей по переустройству русского быта. Народная мудрость «встречают по одежке» вышла народу боком, поскольку самодержец решил эту самую одежку своих подданных изменить.

Сделано это было для того, чтобы русских на Западе принимали за своих и общались с ними на равных. Поскольку отличительной чертой русского человека была косматая борода, монарх первым делом распорядился своих подданных побрить. Текст соответствующего указа от 1698 года до наших дней не сохранился, но именно он положил начало изменению облика русского дворянства.

В России первое место в украшении наряда занимал жемчуг в допетровские времена

Князья носили длинные богатые кафтаны, застегивавшиеся спереди шарообразными пуговицами. Их плащи делались в большинстве случаев из ярко-красного шелка.

В январе 1700 года вышел указ «О ношении платья на манер венгерского», предписывавший «боярам, и окольничим, и думным, и ближним людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам, и жильцам, и всех чинов служилым, и приказным, и торговым людям, и людям боярским, на Москве и в городах, носить платья, венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку*, а исподние короче верхних, тем же подобным».

Венгерский костюм был взят за образец поскольку был ближе к русскому, что должно было облегчить переход от длиннополых кафтанов к кафтанам французского покроя. Впрочем, уже через год было велено переходить к платью немецкого образца. Второй указ предполагал жесткие меры против тех, кто артачился и не хотел менять привычной одежды.

*по подвязку - т. е. примерно на ладонь ниже колена.

Русские женские костюмы

ДУШЕГРЕЯ. Верхняя одежда русских женщин всех слоев населения в XV–XVII веках. Душегрею надевали поверх сарафана; в богатых домах шили из дорогих узорчатых тканей. Длина ее – чуть ниже талии. Покрой душегреи – свободный, широкий, на спине красивые складки подчеркивают трапециевидный силуэт одежды. Душегрея застегивалась спереди и имела широкие бретели.

При въезде в города были поставлены специальные люди, которые следили, в какой одежде приходит человек. За неподобающий вид брали пошлину: с пеших 13 алтын и 2 деньги, а с конных 2 рубля. Тем же, кто не платил, полы длинного кафтана могли отрезать на месте, - говорит зав. отделом ткани и костюма Государственного исторического музея Нина Суэтова.

В последующие несколько лет вышло еще несколько схожих указов. В них платья западноевропейского образца предписывались только дворянам. Но за ношение бороды по-прежнему надо было платить налог от 30 до 100 рублей в год - очень большие деньги! Специальный бородовой знак автоматически позволял носить традиционную русскую одежду.

Г. Преннер. Портрет гр. Я. Е. Сиверса. Середина XVIII века.

Нововведение шло трудно даже в Москве, не говоря уже о других городах. Дело было не только в непривычности иностранной одежды, но и в ее неприспособленности к российским реалиям. Так, в 1706 году вышел указ «О позволении сибирским жителям носить такое платье, какое кто пожелает».

Старорусский костюм был долгополым и многослойным, что позволяло сохранять тепло. Его покрой не менялся несколько веков, а одежда могла переходить по наследству. Западноевропейский костюм сложился к последней четверти XVII века и состоял из трех основных предметов: кафтана, камзола и штанов по колено. Наряд дополняли рубашка, чулки и ботинки с пряжкой. С небольшими изменениями такой костюм сохранялся вплоть до конца XVIII века.

Портрет А. Я. Нарышкиной с детьми. Первая четверть XVIII века.

В камзоле человек мог принимать гостей в доме, а на улицу выходил в кафтане, хотя в плане кроя они мало чем отличались. На зиму кафтан подбивали мехом, но шубы тоже оставались в ходу. Западный кафтан был удобнее, особенно для служилых людей, поскольку они больше не путались в длинных полах, - отмечает Нина Суэтова.

На смену боярским столбунцам пришли фетровые шляпы, а на зиму волей неволей пришлось оставить меховые шапки. При Петре появились парики, хотя сам император носил их редко. Его кафтаны отличались отложными воротниками, тогда как в классическом варианте западноевропейского костюма они отсутствовали, поскольку перекрывались лопастями парика.

Одежда царская и боярская XVII столетия.

Обуви начала XVIII века в собрании Исторического музея практически не представлена. Известно, что Петр повелел обрабатывать кожи не дегтем, а ворванью. На Руси, чтобы удобнее было ходить, подошву подбивали гвоздями и скобами. В 1715 году (1 сентября по старому стилю) был издан указ, запрещающий использовать для изготовления обуви подобные материалы, а купцы, продолжавшие торговать ими, могли лишиться своего имущества и даже отправлены на каторгу.

Неизвестный художник. Портрет цесаревны Натальи Петровны. Первая четверть XVIII века.

Женский костюм также претерпел изменения. В допетровское время платье было цельнокройным, с поясом и почти полностью скрывало фигуру. Теперь же придворным дамам было велено носить корсажи с декольте и широкие юбки. Это негативным образом сказалось на женском здоровье. Уже позже, когда девочек с семилетнего возраста начинали шнуровать в корсет, это оборачивалось деформацией фигуры к зрелому возрасту, что влекло болезни и трудности при вынашивании детей. Наряд дополняли нижние юбки, бостроги и немецкие башмаки.

Самый больной удар пришелся на головные уборы. На Руси замужняя женщина не должна была на людях показывать волосы - это считалось позором, поэтому голову обязательно покрывали. Петр же ввел прически, что для уже замужних женщин стало шоком.

Молодежи было проще. Дворянские дети ездили за границу, и там перенимали западноевропейскую моду. Незамужние девушки голову не покрывали, поэтому после свадьбы попросту продолжали одеваться, как в девичестве. Старшему же поколению это давалось очень тяжело. Старые устои ломались довольно болезненно, - продолжает Нина Суэтова.

Петр первый в иностранном платье

Несмотря на то, что новомодная одежда предписывалась только высшим сословиям, претерпели от реформы и обычные горожане. Портные не могли сразу перенять все секреты кроя. Указы же запрещали изготавливать русские платья, головные уборы, сапоги и ботинки. За неповиновение также могли последовать конфискация и каторга.

На площадях и у городских ворот для примера выставляли «чучелы, сиречь образцы платью». Позже из-за границы начали выписывать специальные куклы, наряженные по последней моде, чтобы царские подданые могли, как сейчас выражаются, быть в тренде. Это, кстати, было обычной в Европе практикой.

Портрет Екатерины I. Ж.-М. Натье (1717 г.)


С 1707 года специальные люди осматривали предметы гардероба, предназначенные для продажи и ставили специальное клеймо соответствия. Если же покрой не отвечал немецким стандартам, изделие отдавали мастеровому на переделку, что в добавок сопровождалось штрафами и наказаниями.

Бородатые крестьяне при въезде в город должны были платить две деньги, т.е. копейку. Духовенству бороды носить не возбранялось. Суровые наказания за следование старинному укладу были свойственны только петровскому времени. С середины XVIII века на нарушение этих указов первого Императора Всероссийского смотрели сквозь пальцы. Но запущенный им процесс был уже необратим.


Купцы и мещане перешли на западноевропейский костюм ближе к концу XVIII века. Привыкшие строго чтить обычаи купцы-старообрядцы, особенно на Волге, в Нижнем Новгороде, продержались до середины XIX столетия. И только крестьяне до самой революции носили все те же русские рубахи да штаны.

Россия. Князь и женщины

Живший в XIX веке историк Сергей Соловьев полагал, что изменение костюма повлияло и на национальный характер: «Длинная и широкая одежда есть выражение жизни спокойной, по преимуществу домашней, отдохновения, сна, короткая и узкая одежда есть выражение бодрствования, выражение сильной деятельности». С этим утверждением можно и поспорить, ведь коренные преобразования петровской эпохи затронули все без исключения стороны русской жизни. Но мысль любопытная.

Русский царь и бояре

Русская боярыня и бояре