Психомоторная коррекция семенович. Упражнения для психомоторного развития детей с синдромом гиперактивности. помощи детям и подросткам

Нарушения моторного развития у детей встречаются достаточно часто, что делает актуальным вопрос о методах их коррекции с помощью специальных игр или упражнений.

Существует специально разработанные комплексы, позволяющие помочь малышам в освоении различных двигательных актов, начиная с простого переворота с живота на живот, заканчивая такими сложными навыками как ходьба. Подобную информацию можно узнать, как у врача-педиатра, так и из специальной литературы или статей. Важно быть внимательным к ребенку и вовремя начать коррекцию моторного развития при его нарушении.

Лечение нарушений моторного развития

В медицинской практике принято связывать двигательное развитие, в том числе, и с сенсорной информацией, получаемой через орган зрения, слуха и осязания. Поэтому существует большой спектр методик для улучшения моторики, среди которых принято выделять три больших направления:

  1. Улучшение общей моторики.
  2. Улучшение мелкой моторики.
  3. Работа над артикуляционной моторикой.

Как правило, к работе в определенном направлении имеются свои собственные требования, в том числе и к людям, занимающимися ими.

Стоит особенно выделить такие распространенные методы коррекции моторного развития:

  • Массаж;
  • Лечебная физкультура;
  • Иные двигательные треинировки.

Массаж направлен на пассивное развитие мышц, а так же костно-суставной системы. Эту процедуру выполняют родители или медицинская сестра, специально обученные массажу. Процедура позволяет нормализовать тонус в мышцах, их кровоснабжение, а так же увеличить амплитуду движений в различных суставах.

Лечебная физкультура может проводиться с любого возраста ребенка и включает в себя как пассивные, так и активные движения в мышцах. Регулярные занятия упражнениями позволяют восстановить адекватный тонус в мышцах, справиться с их гипертонусом, исправить контрактуры и т.д.

Очень важно проводить лечебную физкультуру ребенку только после специального обучения при медицинском учреждении. Главное не навредить формирующемуся организму.

Помимо этого существуют и другие двигательные тренировки, направленные на нормализацию работы мышц, укрепление связок и т.д. К ним относят:

  • занятия в бассейне;
  • различные виды гимнастики;
  • кинезотерапию и пр.

Перед использованием любого из указанных методов необходимо обязательно проконсультироваться со своим врачом-педиатром, детским неврологом и получить от них рекомендации по коррекции моторного развития.

Игры для моторного развития

В зависимости от возраста малыша к играм на развитие двигательных навыков предъявляются определенные требования. Например, игры для детей менее одного года должны быть максимально простыми, так как ребенок не сможет выполнять какие-либо сложные комплексны действия или просто быстро потеряет к ним интерес.

Самое главное - обеспечить вовлеченность малыша в процесс, позволяя ему удовлетворять свое любопытство, одновременно проводя коррекцию моторного развития.

Отдельно стоит выделить игры на развитие зрительно моторной координации, позволяющие ребенку развивать как моторные навыки, так и их ассоциацию с органами чувств.

На самом деле, подобные упражнения могут выглядеть очень простыми с точки зрения взрослого человека, однако даже простое перекладывание игрушки из руки в руку при наблюдении со стороны ребенка способствует формированию у него зрительно моторной координации.

Подобные занятия в первый год жизни направлены на формирование у ребенка внимательности, координации движений, а так же ловкости, что очень важно для правильного моторного развития.


Какие игры можно использовать?

Лечение задержки моторного развития может включать в себя самые различные игры, в том числе, и придуманные самими родителями. Ниже приведен список примерных игры для улучшения двигательных навыков, которые могут помочь родителям в самом начале.

Многим родителям известна очень старая игра - сорока-белобока . Наверное, многие помнят ее еще с детства. Данная игра позволяет сочетать движения со звуками и прикосновениями, что положительно сказывается на развитии зрительно моторной координации. Благодаря подобному развлечению у малыша развивается и мелкая моторика, что очень важно для эффективного познания мира.

В развитии моторного развития может помочь и использование обычной неваляшки . Последнюю ставят на определенном расстоянии от ребенка и начинают раскачивать. Малыш старается дотянуться до игрушки, тем самым развивая свои двигательные навыки, в том числе умение ползать.

Большое количество простых и доступных упражнений, разновидностей массажа и игр, позволяет легко улучшить моторное развитие у ребенка. Однако важно помнить, что при задержке в двигательном развитии необходимо обратиться к врачу (педиатру, неврологу), который поможет провести диагностические процедуры и назначить адекватную программу коррекции нарушений.

Антон Яценко, педиатр, специально для сайт

Полезное видео

Разработана технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка». Её фундаментом является метод "замещающего онтогенеза", созданный в 1990 – 1997гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьёва, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005, 2007) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами развития. Разработана технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка». Её фундаментом является метод "замещающего онтогенеза", созданный в 1990 – 1997гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьёва, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005, 2007) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами развития. Анна Владимировна Семенович имеет 120 научных и учебно-методических публикаций. Наиболее крупные из них: «Мозговая организация психических процессов у левшей», «Эти невероятные левши», «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза». Анна Владимировна Семенович имеет 120 научных и учебно-методических публикаций. Наиболее крупные из них: «Мозговая организация психических процессов у левшей», «Эти невероятные левши», «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза». Семенович А.В.


Методологически коррекционная программа опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации психических функций в онтогенезе (прежде всего, в ракурсе теории о трёх блоках мозга), учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; принцип «замещающего онтогенеза». Методологически коррекционная программа опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации психических функций в онтогенезе (прежде всего, в ракурсе теории о трёх блоках мозга), учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; принцип «замещающего онтогенеза».


Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга. Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: 1. Воздействуя на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза активизировать развитие всех высших психических функций (ВПФ). 2. Расширение адаптационных возможностей, развитие коммуникативных навыков и формирование у детей положительной оценки себя и своих способностей. 3. Формирование умений выходить из опасных ситуаций, противостоять влиянию сверстников. Помочь ребёнку обрести сопротивляемость склонности к негативному и вредному поведению. 1. Воздействуя на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза активизировать развитие всех высших психических функций (ВПФ). 2. Расширение адаптационных возможностей, развитие коммуникативных навыков и формирование у детей положительной оценки себя и своих способностей. 3. Формирование умений выходить из опасных ситуаций, противостоять влиянию сверстников. Помочь ребёнку обрести сопротивляемость склонности к негативному и вредному поведению.


Цели 1-го уровня: стабилизация и активация энергетического потенциала организма (подкорковых образований).Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции. Цели 1-го уровня: стабилизация и активация энергетического потенциала организма (подкорковых образований).Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции. Задачи: оптимизация общего тонуса тела, проработка «проблемных зон». Развязывание синкинезий. Расширение полей зрительного восприятия. Формирование сенсомоторных взаимодействий. Задачи: оптимизация общего тонуса тела, проработка «проблемных зон». Развязывание синкинезий. Расширение полей зрительного восприятия. Формирование сенсомоторных взаимодействий.


Цели 2-го уровня: формирование операционального обеспечения психических процессов. Оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции. Цели 2-го уровня: формирование операционального обеспечения психических процессов. Оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции. Задачи: формирование сенсомоторных взаимодействий. Формирование пространственных представлений. Развитие целостного образа тела. Освоение внешнего и телесного пространства. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие ловкости, меткости. Задачи: формирование сенсомоторных взаимодействий. Формирование пространственных представлений. Развитие целостного образа тела. Освоение внешнего и телесного пространства. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие ловкости, меткости.


Цели 3-го уровня: формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ. Цели 3-го уровня: формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ. Задачи: ритуалы, правила игры и роли. Развитие памяти, внимания, логического и образного мышления. Причинно-следственные отношения. Последовательность. Произвольное внимание. Развитие навыков сотрудничества и коммуникативных навыков. Формирование новых полезных умений. Задачи: ритуалы, правила игры и роли. Развитие памяти, внимания, логического и образного мышления. Причинно-следственные отношения. Последовательность. Произвольное внимание. Развитие навыков сотрудничества и коммуникативных навыков. Формирование новых полезных умений.


Основы программы воздействуя на сенсо-моторный уровень (уровень действий и ощущений) с учетом общих закономерностей онтогенеза (естественного развития) активизировать развитие всех высших психических функций. Занятия могут быть групповые и индивидуальные. воздействуя на сенсо-моторный уровень (уровень действий и ощущений) с учетом общих закономерностей онтогенеза (естественного развития) активизировать развитие всех высших психических функций. Занятия могут быть групповые и индивидуальные.


Рассмотрим курс занятий с детьми 4-7 лет по программе «Дельфины» Автор – логопед Т.Н. Ланина, ЦППРиК «Тверской» ЦАО г.Москвы Программа создана по идеологии метода замещающего онтогенеза, ориентированна на формирование базовых предвербальных предпосылок речевого развития


Программа «Дельфины» осуществляется в три этапа. На первом этапе ребенок должен научиться чувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляционная моторика) носят синхронный характер.На первом этапе ребенок должен научиться чувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляционная моторика) носят синхронный характер. На втором этапе они приобретают реципрокный характер.На втором этапе они приобретают реципрокный характер. На третьем этапе интегрируются во взаимодействии с движениями глаз.На третьем этапе интегрируются во взаимодействии с движениями глаз.


Программа «Дельфины» состоит из 7 блоков 1 блок. Разминка1 блок. Разминка 2 блок. Растяжки рук2 блок. Растяжки рук 3 блок. «Море»3 блок. «Море» 4 блок. Пальчиковая гимнастика4 блок. Пальчиковая гимнастика 5 блок. «Глазодвигательный репертуар»5 блок. «Глазодвигательный репертуар» 6 блок. Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия6 блок. Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия 7 блок. Механическая гимнастика для рук7 блок. Механическая гимнастика для рук




Блок 2. Растяжки рук Выполнение растяжек должно производиться стоя, в щадящем режиме, медленно и плавно, не более 4 раз. Эти упражнения не изменяются на втором и третьем этапах. Руки в замок, тянуть их вверх, вниз, в стороны; руки накрест в замке, вывернуть их как бы наизнанку; прогнуть назад и тянуть вверх, руки за спиной, наклон вперед с поднятыми руками вверх. Взять правой рукой за локоть прямую левую руку и тянуть ее вправо, то же – с правой рукой. Соединить пальцы домиком и надавливать друг на друга; то же по одной паре пальцев. Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по одной паре пальцев.


Блок 3. «Море» Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз. Данная физкультминутка не претерпевает изменений на втором и третьем этапах. Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз. Данная физкультминутка не претерпевает изменений на втором и третьем этапах.


Сценарий: На море плещутся волны: Маленькие и большие. Вот такие! По волнам плывут дельфины: мама и папа. Один нырнул, а другой вынырнул, вот так. За ними плывут их дельфинята, вот такие! Один нырнул, а другой вынырнул. Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. А навстречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, вот другая. А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так. Ну-ка показали все ножки-осьминожки. И все вместе танцуют и смеются. Вот так!


Блок 4. Пальчиковая гимнастика Данные упражнения можно разнообразить и усложнять от этапа к этапу любыми играми с пальчиками, учить детей рассказывать стихотворения и сказки руками, ногами, глазами, телом, поиграть в пантомиму и другие интересные игры. «Пальчики здороваются» «Ладушки» «Змейки» «Крестики» «Ножницы» и другие.


Блок 4. «Глазодвигательный репертуар» Упражнения вводятся в коррекционный курс в начале 2- го этапа. При выполнении этих упражнений голова всегда фиксирована. Каждое из движений выполняется На расстоянии вытянутой руки На расстоянии локтя Около переносицы Последовательно лежа, сидя и стоя, в медленном темпе, с фиксацией в крайних положениях.


При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, мячик, маленькие игрушки и т.д. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, мячик, маленькие игрушки и т.д. Отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям(по диагоналям); к себе (сведение глаз к центру) и от себя.Отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям(по диагоналям); к себе (сведение глаз к центру) и от себя. Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала и т.д.Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала и т.д. Рисование в воздухе перед собой знака бесконечности.Рисование в воздухе перед собой знака бесконечности.


После того как эти упражнения освоены, можно попытаться совместить их с движениями языка. Сначала глаза и язык двигаются за предметом в одну сторону, затем глаза следят за предметом, а язык поворачивается в противоположную сторону. При этом следует обратить особое внимание на то, что движения глаз и языка должны быть одновременными, а не последовательными. После того как эти упражнения освоены, можно попытаться совместить их с движениями языка. Сначала глаза и язык двигаются за предметом в одну сторону, затем глаза следят за предметом, а язык поворачивается в противоположную сторону. При этом следует обратить особое внимание на то, что движения глаз и языка должны быть одновременными, а не последовательными.


Блок 4. Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия Все упражнения выполняются по 4-6 раз. В этот цикл можно вставлять и другие артикуляционные упражнения. Когда они начинают сочетаться с глазодвигательными этюдами, их следует делать 2-3 раза. «Цветок» «Ветер» Покусывание и почесывание губ «Улыбка-трубочка» «Хомяк» и другие.


Блок 7. Механическая гимнастика для рук Механическая гимнастика для рук выполняется взрослым, хотя со временем можно и полезно научить ребенка самостоятельному ее использованию. Эти упражнения неизменны на всех этапах программы «Дельфины» Пассивный массаж можно сделать с помощью разнообразных контрастных средств: жестких и мягких щеточек, горячих и холодных предметов, мягких и колючих шариков и специальных массажеров, тканей различной фактуры и т.п.


По окончанию описываемого цикла у большинства детей улучшается качества игровой, учебной, изобразительной деятельности, конструирования, устной и письменной речи. По окончанию описываемого цикла у большинства детей улучшается качества игровой, учебной, изобразительной деятельности, конструирования, устной и письменной речи.

Психолого-медико-социальный центр

помощи детям и подросткам
Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое - собственно когнитивные методы, чаше всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВМФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухо-речевой памяти, формирование счётных операций и т.д.. Второе направление - методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы, которые зарекомендовали себя при работе со взрослой популяцией.

Они направлены, в основном, на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов - «сверху» и «снизу» - открывают нам ещё раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела: первый ориентирован «на голову», а второй - «на тело».

Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции психическою развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.

Направление, в рамках которого была разработана «Методика», исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ,- логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создастся базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Последующее включение методов когнитивной коррекции должно происходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.

Методологически «Методика» опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, в том числе о возможностях «замещающего онтогенеза»; а методически - на адаптированный вариант базовых телесно-ориентированных, этологических, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.

«Методика» представляет собой трехуровневую систему; основанием для выделения уровней явилось представление об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности.

I. «Уровень активации, энергоснабжения и стато-кинетического баланса психических процессов».
II . «Уровень операционального обеспечения сенсомотороного взаимодействия с внешним миром».
III . «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов»
Настоящее методическое пособие рассчитано на специалистов, работающих с детьми, имеющими те или иные отклонения или искажения психического развития (психологов, педагогов, логопедов, врачей и т.д.) Требования к применению «Методики* 1 подразумевают поэтапное включение в коррекционный процесс упражнений I, II и III уровней.

Однако, удельный вес и время применения тех или иных методов будут варьироваться в зависимости от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке I уровня, с постепенным переходом к следующему.

Вместе с тем, трудно себе представить ситуацию, при которой коррекционные занятия могут проходить без привлечения групповых и игровых факторов (III уровень). А в идеале, даже в относительно простых случаях , должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни. Кроме того, очевидно, что автоматизмы, например, I уровня с успехом могут ассимилироваться в программы II и III уровней и качестве составляющей любого из упражнений.
к. п.н. А.В. Семенович

Е.А. Воробьёва
I . Уровень активации,

энергоснабжения и

стато-кинетичсского баланса

психических процессов.
Уровень I - уровень ощущений и управления собственным телом - является базовым для организации двигательных актов вышележащих уровней.

Он обеспечивает и регулирует общий энергетический, активационный фон, на котором разыгрываются все психические функции; поддерживает тонус мышц, т.е. совокупность явлений гибкого и пластичного реагирования возбудимости мышечного массива в условиях работы целостного организма, как текучее состояние подготовленности нервно-мышечной периферии к избирательному принятию эффекторного процесса и его реализации.

Обеспечивает наиболее экономичные (с точки зрения энергетики и иннервации) формулы движения, организуя высокослаженные, максимально экологичные (адаптивные) движения всего тела.

Ведущей афферетацией 1 уровня является афферентация собственного тела (проприоцептивная, протопатическая и интероцептивная чувствительность). Тело на этом уровне есть и исходная система координат, с которой соотносятся рецепции и движения, и конечная их цель.

Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в:

Аффективной и активационной лабильности; быстрой истощаемости; обилии органных дизритмий, внешне особенно ярко заметных в дыхании;

Различного рода мышечных дистониях (гипо- и гипертонус), треморе; общей диспластичности, неловкости и недостаточно дифференцированной координации в пространстве собственного тела; бедности выразительных движений;

Наличии небольшого числа сенсо-моторных автоматизмов и избыточного количества синкинезий на фоне ослабления пусковых и тормозных механизмов, дефицита собственной инициативы, фиксации ригидных телесных установок.
Возникающие на данном этапе коррекционные задачи связаны соответственно с устранением и нивелировкой дисфункций 1 уровня.
Основополагающей проблемой при этом, являются обеспечение и регуляция общего активационного фона, необходимого и достаточного для протекания всех психических процессов, т.е. возникает закономерная необходимость повышения энергетического потенциала.

Нарушения тонуса, истощаемость, дефицит собственной инициативы, модально-неспецифические нарушения памяти и внимания , неадекватный аффективный фон и эмоциональная лабильность тесно связаны с низкими значениями общего активационного фона.

Базовыми здесь являются дыхательные упражнения в сочетании с образным представлением и специальными способами повышения энергетического потенциала ребенка.
/. /. Дыхательные упражнения
Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым бессознательно. При правильном выполнении оно успокаивает и способствует концентрации внимания; со временем имеет место увеличение объема легких, усиливается газообмен и улучшаемся кровообращение: под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

В этой связи универсальным приемом является обучение ребенка четырехфазным дыхательным упражнениям (3-5 раз), содержащим равные по времени «вдох - задержка - выдох -задержка». Вначале каждая из этих фаз может составлять 2-3 сек с постепенным увеличением временного интервала до семи секунд.

На первых этапах занятий необходимой бывает фиксация руки взрослого на руке ребенка, расположенной, соответственно, на его животе, что значительно облегчает обучение; взрослый должен также вслух отсчитывать, указанные временные интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнения ребенком.

Правильное дыхание - это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних), состоящее из следующих четырех стадий:

1. Вдох

Распустим, мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;

Наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мыши;

Приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

2. Пауза.

3. Выдох:

Приподнять диафрагму вверх и втянуть живот,

Опустить ребра, используя группу межреберных мышц;

Опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4. Пауза.
Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи , хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться, верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе - опускается вниз.

При выполнении дыхательных упражнений более эффективно дополнительно использовать образное представление, т.е. подключать воображение, так хорошо развитое у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («А», «О», «У» и др.) и их сочетания.
Следующий этап в освоении дыхательных упражнений соединение дыхания и движения.

Рассмотрим несколько дыхательных упражнений такого типа (выполняются 3-5 раз).

Исходное положение (и.п.) - сесть на пол, скрестив ноги, с прямой спиной (!). Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет возможности дышать по другому.

И.п. то же, либо сесть на колени и на пятки, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты и кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. С вдохом поворачивайте руки большими пальцами вверх: с выдохом - вниз.

И.п. то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом поднимите левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом - левая кисть вниз, правая вверх.

И.п. то же. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрывания правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрывания левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга , способствует решению рациональных задач.

Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстрый вдох свободные руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленный выдох руки опускаются вдоль тела ладонями вниз. Такой тип дыхания оказывает мощное мобилизующее действие, быстро снимает психо-эмоциональное напряжение.

И.п. то же. На медленный вдох (притягивающее движение) руки плавно разводятся в стороны и вверх (или в стороны и к груди), на выдох (отталкивающее движение) -опускаются вдоль тела ладонями вниз. Это упражнение гармонично сочетается с представлением о втягивании в себя света и распространении его сверху вниз по всему телу.

И.п. - встать, ноги вместе, руки опушены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело и напрягая его как «струнку» (не отрывать пятки от пола); на выдохе - постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице. Вернуться в и.п.

Потягивание. И.п. - встать прямо, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулак, большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. На вдохе - поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову: вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Па выдохе - вернуться в и.п., выполняя движения в обратном порядке.

Ребенок кладет одну руку па грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе - опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе - опускается). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (на 8, на 12).

Дыхание (различные его этапы) сочетается с разнообразными вариантами упражнений из гимнастики для пальчиков.
1.2. Стимулирующие упражнения, повышающие

энергетический потенциал.

Ребенок располагает свои ладони перпендикулярно друг другу и производит резкие хлопки (с интервалом около 1 секунды. 5-10 хлопков) таким образом, что местами соприкосновения становятся углубления между запястьем и нижней частью ладони.

То же самое, но места соприкосновения - внешние стороны запястья.

Руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулаки; резкие хлопки выполняются кулаками сначала ориентированными тыльной поверхностью вверх, а затем - вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.

Самомассаж головы: пальцы рук слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги пальцев плотно соприкасаются с поверхностью головы сразу за ушами; массаж головы производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

Самомассаж ушных раковин: растираем ладонями уши, как будто они замерзли; разминаем уши три раза сверху вниз возвратно-поступательным движением уши растираются в горизонтальной плоскости (2 -5 пальцы соединены и направлены к затылку , локти вперед).

Самомассаж стоп: поглаживания тыльной стороной кисти, растирание кончиками пальцев и большим пальцем: разминание и давление кончиками больших и других пальцев, косточками пальцев сжатой в кулак кисти, краем ладони и т.д.; массаж пальцев стоп: хождение босиком по гальке, фасоли и т.п.

Вообще, развитие мелкой моторики любого вида является мощным тонизирующим фактором. Упражнения по развитию мелкой моторики являются общеизвестными и активно применяются в логопедической практике: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, работа с пальчиками («пальчики здороваются», «человечек», выполнение различных фигурок из пальцев и т.д.), нанизывание бус, застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, перебор круп и т.п.

Рассмотренные выше упражнения выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, они не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают внимание,

произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.
/. 3. Оптимизация тонуса и обучение релаксации.
Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач коррекции I уровня.

Любое отклонение от оптимального тонуса может является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка и негативно сказывается на общем холе его развития.

Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций: оно сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.

Наличие гипертонуса, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно ограничение в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придаст психомоторному развитию своеобразную неравномерность. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода и так же быстро угасают. Они с трудом расслабляются. Обычно такие дети проявляют живой интерес к окружающему, но перечисленные особенности их статуса нередко затрудняют их контакт с миром.

Именно поэтому, в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.

Оставлен Лизавета Пн, 16/05/2016 - 00:00

Описание:

Статья посвящена методической разработке, основанной на использовании фольклора в коррекционных занятиях с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, а также с младшими школьниками. Автор не только рассказывает о комплексной методике психомоторной коррекции, но и подробно описывает фольклорные игры, включенные в программу занятий.

Дата публикации:

06/05/16

Правообладатель:

Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»

«Вьюшки» - так называется программа занятий и комплексная методика психомоторной коррекции для детей дошкольного и младшего школьного возраста с особенностями развития. Эта методика, основанная на использовании фольклора, возникла на стыке нескольких основных направлений: телесно-ориентированной терапии, детской нейропсихологии, а также возрастной детской психологии и психотерапии. Методологически она опирается на современные (по А. Р. Лурия) представления о закономерностях развития и строении мозга, а методически - на адаптированный вариант базовых телесно-ориентированных психотехник и фольклорные игры. Методика объединила в себе разработки разных реабилитационных центров Москвы, которые успешно использовались в практической деятельности. В 2010 году методика была систематизирована специалистом Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской», аспиранткой кафедры клинической и специальной психологии МГПУ Анастасией Мухиной при участии доктора медицинских наук, профессора Александра Зосимовича Дроздова и заведующего кафедрой клинической и специальной психологии доктора биологических наук, профессора Бориса Михайловича Когана.

При разработке программы была использована следующая методическая поддержка:

  • Программа «Игротерапия. Фольклорные и развивающие игры». Это авторская разработка специалистов Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» под руководством И. Л. Шпицберга, опирающаяся на опыт народной педагогики (в первую очередь на русский фольклор – игры, песни, пестушки, потешки), а также на различные реабилитационные и развивающие методики, с успехом применяемые в нашей стране и за рубежом. Программа включает специально подобранные для конкретных детей развивающие игры и упражнения.
  • Программа детского сада комбинированного вида №1465 «Фольклорные игры в интегративном детском саду» , разработанная кинезиотерапевтом Т. И. Ильиной-Какуевой, педагогом-психологом Н. Н. Кометовой, учителем-дефектологом Е. Е. Леонтьевой, музыкальным руководителем Е. А. Фондоркой, учителем-дефектологом Е. Л. Цырульниковой.
  • Программа РОО СТР «Круг» «Развивающее движение для аномальных детей». Автор - Д. Н. Коршунов.
  • Авторские разработки «Развивающий фольклор» педагогов-психологов Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» Е. И. Агеенко и М. В. Евлампиевой.
  • Программа «Астма-школа» Р. А. Даировой, Е. В. Трофимовой, С. Н. Ратниковой, О. В. Залесской для реабилитации детей, больных психосоматическими заболеваниями, на основе которой были подготовлены телесноориентированные упражнения.
  • Программа «Комплексная методика психомоторной коррекции» А. В. Семенович, Е. А. Воробьева. Факультет коррекционной педагогики МГПУ; ПМСЦ помощи детям и подросткам СЗО г. Москвы, 1998.
  • Коррекционно-развивающая программа ЦППРиК «Тверской» «Развивающий фольклор». Авторы - Д. Н. Коршунов, педагог дополнительного образования; Т. П. Дмитриева, педагог-психолог; М. В. Евлампиева, педагог-психолог; Н. А. Воронин, педагог-психолог.

Шаг за шагом

Коррекционно-развивающая роль фольклора, представляющего собой опыт сотен поколений наших предков, находит научное обоснование в свете новых психолого-педагогических технологий. Многие специалисты подчеркивают, что воздействие на сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций, поэтому на начальных этапах коррекционной работы предпочтение отдается двигательным методам, активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и процессами психической деятельности. Актуализация и закрепление телесных навыков создает базовую предпосылку для таких психических функций, как эмоции, восприятие, память, процессы произвольной регуляции и т. д.

Основные цели комплексной методики психомоторной коррекции «Вьюшки» - комплексное развитие моторного и когнитивного уровней, активизация ресурсов организма и формирование произвольной регуляции, развитие пространственных представлений и речи. Что же касается конкретных задач, то их несколько. Это развитие у детей крупной и мелкой моторики, базисных пространственных представлений, навыков самоконтроля (способности вовремя включиться в деятельность и прекратить ее), умения понимать и принимать правила (в том числе правила игры), а также внимания, памяти, воображения, чувства ритма, речи, способности сопереживать, понимать чувства другого человека. Ребенок должен получить опыт и навыки вербального и невербального общения, научиться осознавать себя как активного участника группы, осваивать игровые роли, осознавать собственное тело, дифференцировать телесные ощущения.

Методика «Вьюшки» предназначена для детей с особенностями развития нескольких возрастных групп: среднего дошкольного возраста (4–5 лет), старшего дошкольного возраста (6–7 лет), младшего школьного возраста (8–9 лет, поскольку часто дети с особенностями развития идут в школу с 8 лет). Деление это, конечно, условное: на практике чаще учитывается психологический возраст ребенка, а не паспортный. Вероятно, лучше было бы выделить две группы: 4-6 лет и 7-9 лет. Но в соответствии с прежними образовательными стандартами мы поделили детей на три группы; это было сделано также и для удобства исследования. В реальности было по-разному, например, вместе с 6-7-летними детьми с ЗПР занимались дети с тяжелыми расстройствами аутистического спектра 9-10-летнего возраста, причем некоторые шестилетние дети были более высокого уровня, чем десятилетние. Вообще, данную методику можно использовать уже на занятиях с детьми 2-3 лет.

Программа для каждой возрастной группы имеет свои содержательные особенности. Игры и упражнения разрабатывались и подбирались в зависимости от того, насколько у детей развит интерес к игре, а также с учетом доступности ее содержания и актуальности с точки зрения возраста. Для психокоррекционной работы с детьми, имеющими серьезные нарушения, оптимальное число детей в группе составляет 4–5 человек при наличии не менее двух взрослых специалистов. Такой состав группы позволяет проводить различные игры, организовывать взаимопомощь, поддерживать оптимальный темп и эффективность участия каждого ребенка. На первых этапах возможно проведение занятий вместе с родителями (до момента окончания периода адаптации детей).

Программа психомоторной коррекции с использованием фольклорных игр «Вьюшки» рассчитана на 36 часов. Предполагается, что ребенок будет посещать занятия один раз в неделю в течение семи месяцев. Продолжительность каждого занятия – 50-60 минут. Важно отметить, что на первых этапах, в период адаптации детей, продолжительность занятия должна составлять 30-40 минут, далее по результатам наблюдения и диагностики время может увеличиваться.

В ЦППРиК «Тверской» на диагностическом этапе проводилось первичное консультирование (ребенок с родителями), где выяснялись жалобы, формулировался запрос, собирался анамнез, исследовались индивидуально-психологические особенности ребенка, диагностировался уровень психомоторного развития, проводился анализ семейных отношений. Затем оценивалась возможность участия ребенка в группе. Обговаривались правила работы группы (продолжительность, время, место, пропуски). При необходимости групповым занятиям могла предшествовать индивидуальная или семейная психокоррекция.

На коррекционном этапе проводились групповые занятия с детьми. Работая с детьми в той или иной группе, мы придерживались следующих принципов:

  • Отношение к детям, их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается пренебрежение их настроением, самочувствием.
  • Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
  • Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
  • Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка.
  • Правила и нормы в групповой игровой ситуации создают осознаваемые детьми границы, в пределах которых они могут чувствовать себя свободными и защищенными.
  • Ценится постепенность коррекционно-развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.
  • Большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, так как это позволяет спокойнее относиться к результатам своей деятельности и к оценке со стороны взрослых.

Структура коррекционных занятий:

После занятия специалисты центра «Тверской» общались с родителями в течение 10 минут, где рассказывали, с какими трудностями сталкивался ребенок, удалось ли их преодолеть, какими способами преодолевали; давали домашние задания. Необходимо информировать родителей о возможной динамике поведения ребенка, разъяснять позитивность этих изменений.

Вводное и заключительное занятия немного отличались от остальных.

Вводное занятие длилось 30-40 минут, в зависимости от возраста и уровня развития участников группы: круг приветствия, ритуальная (обязательная) фольклорная часть (10 минут), знакомство друг с другом в кругу (5 минут), знакомство с правилами группы (10 минут), затем самые простые фольклорные игры (10 минут), телесноориентированное упражнение (2-3 минуты) и круг прощания.

Заключительное занятие длилось 50-60 минут: круг приветствия, ритуальная (обязательная) фольклорная часть (10 минут), обсуждение того, что больше всего запомнилось детям и что было самым трудным на занятиях (5-10 минут); любимые игры и упражнения детей по их желанию (20 минут). Затем все дети вместе с ведущими создают поделки, которые будут напоминать им о прошедших занятиях (15-20 минут), а завершает все круг прощания.

Примерный конспект занятия в начале года

1. Круг приветствия.

а) «Бубен»;

б) «Кому кидаешь мяч, того имя называешь».

4. Участники группы повторяют правила («Давайте по рисунку или карточке вспомним НАШИ правила»).

5. Упражнения, направленные на развитие крупной и мелкой моторики, чувства ритма:

а) «Тики-так»;

б) «С ветки на ветку»;

в) «Мельницы»;

г) «Вьюшки».

6. Фольклорные игры:

а) «Коза» (коммуникативный вариант: участники игры выбирают друг друга с помощью поклона);

б) «Пирожки и печка»;

в) «Мышеловка».

7. Телесноориентированное упражнение «Бабочки».

Примерный конспект занятия в середине года

1. Круг приветствия

2. Ритуальная (обязательная) фольклорная часть.

3. Приветствие – каждого участника группы:

а) «Колокольчик»;

б) «А где наша …?».

а) «Мы охотимся на льва»;

б) «Цапля».

5. Пальчиковые игры:

а) «Вышли пальцы погулять»;

б) «Замок».

6. Фольклорные игры:

а) «Щука»;

б) «У медведя во бору»;

в) «Я корова МУ».

7. Телесноориентированное упражнение «Солнечный лучик».

8. Ритуал завершения занятия в кругу.

Примерный конспект занятия в конце года

1. Круг приветствия.

2. Ритуальная (обязательная) фольклорная часть.

3. Приветствие каждого участника группы:

а) «Ласковое имя»;

б) «Я…, я могу!»;

в) «Прохлопывание».

4. Упражнения, направленные на развитие крупной моторики и чувства ритма:

а) «Ваня стучал»;

б) «Цапля».

5. Пальчиковые игры:

а) «Мы делили апельсин»;

б) «Пальчиковая рулетка».

6. Фольклорные игры:

а) «Дударь»;

б) «Змея»;

в) «Сижу, сижу на камушке, сижу на горючем».

7. Подвижная игра «Хоккей».

8. Ритуал завершения занятия в кругу.

Круг приветствия

Все дети вместе с ведущими встают в круг, берутся за руки, приветствуют друг друга: «Здравствуйте все! »

Ритуальная (обязательная) фольклорная часть

Все фольклорные игры проводятся в хороводе, т. е. взявшись за руки, не расцепляясь; упражнения – в кругу. Цель: энергетическая, активизирующая, ритмизирующая, « собрать и соединить» детей перед основными упражнениями с помощью ритмизированных игр; одновременное участие всех членов группы; сплочение участников группы; эмоциональное вовлечение в деятельность; активизация двигательных функций, развитие аффективно-волевой сферы, развитие речи.

  1. Поем: «Во саду ли в огороде девица гуляла, она правою рукою цветы собирала» (водим хоровод в правую сторону). « Во саду ли в огороде девица гуляла, она левою рукою цветы собирала» (водим хоровод в левую сторону).
  2. Приговариваем: «Дуйся, дуйся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся, а-а-а (глубокий вдох, круг делаем широким) , пш-ш-ш-ш (выдох, круг делаем узким)», 2-3 раза.
  3. Говорим разными голосами («широко» и «высоко» – низким, громким голосом; «узко» и «низко» – шепотом): «Широко, широко, широко (круг делаем широким) , узко, узко, узко (круг делаем узким) , высоко, высоко, высоко (поднимаем руки вверх, встаем на носочки) , низко, низко, низко (садимся на корточки, руки внизу) », 2-3 раза.
  4. Говорим разными голосами: «Большие ноги шли по дороге: ТОП – ТОП – ТОП – ТОП (делаем большие шаги, говорим громким, низким голосом) , а маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ-топ-топ-топ-СТОП! (делаем маленькие шажки и останавливаемся, говорим средним высокомодулированным голосом) », 2-3 раза.
  5. Говорим и показываем: «Бросишь об стену (садимся на корточки) , а я отскочу (подпрыгиваем и садимся снова на корточки) ; бросишь об пол, а я подскочу (подпрыгиваем и остаемся стоять на ногах) , я из ладони в ладонь лечу, смирно сидеть не хочу! (ставим ноги на ширину плеч, переносим вес тела с одной ноги на другую в такт стихотворению) », 2 раза.
  6. Говорим, сначала убыстряя темп голоса, а затем замедляя (соответственно движениям): « Еле, еле, еле, еле закружились карусели (идем шагом по кругу в хороводе) , а потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом (начинаем ускорять шаг, дальше бежим по кругу в хороводе) . Тише, тише, не спешите (идем в другую сторону, замедляя шаг) , карусель остановите! (все останавливаются) . Раз (поднимаем руки) , два (опускаем руки) , раз (поднимаем руки) , два (опускаем руки) , закружилась голова (показываем, как закружилась голова) », 2-3 раза.

Приветствие каждого участника группы (игры-приветствия)

Все игры-приветствия проводятся в кругу. Цель: энергетическая, активизирующая, ритмизирующая, ритуал вхождения в занятие, с акцентом на каждом ребенке; эмоциональное вовлечение детей в рабочий процесс; осознание ребенком себя как активного участника данной группы; активизация двигательных функций, развитие аффективно-волевой сферы, развитие речи.

  1. Кому кидаешь мяч, имя того участника и называешь :

Раз, два, три - Катя, лови!

  1. Повторяем вместе имена участников группы с мячом

Педагог в середине круга кидает мяч каждому участнику группы по очереди. Кому мяч попадает в руки, тот называет свое имя, бросает мяч обратно ведущему, и все вместе повторяют имя.

  1. « Бубен»

Все сидят в кругу, один участник играет в бубен, остальные поют про него, хлопая в ладоши:

Поиграй нам, Маша, в бубен,

Мы в ладоши хлопать будем.

Поиграй нам, поиграй!

Ване бубен передай.

Предлагают передать бубен соседу, называя его по имени. Игра повторяется, пока в бубен не поиграют все. В конце игры поют: «Из круга бубен убирай».

  1. «Колокольчик»

Все сидят в кругу, поют и хлопают ладонями по ногам:

А к нам Лиза пришла,

Колокольчик взяла,

Позвонила, позвонила

И Никите отдала…

Один участник, про которого поют, берет колокольчик, затем звонит в него, далее передает колокольчик соседу. Игра повторяется, пока в колокольчик не поиграют все участники игры, в конце игры поют: «И на место убрала» .

  1. «А где наша…»

Все сидят в кругу и хором поют про участника группы:

А где наша Настя?

Все показывают кистью руки на того, про кого поют:

Там, там, там!

Все еще раз поют:

А где наша Настя?

Настя три раза показывает на себя и одна поет:

Тут, тут, тут! (Насте может помочь спеть педагог.)

Так приветствуют каждого участника группы.

  1. «Я.., я могу!»

Кому попадает в руки мяч, тот говорит свое имя и то, что он может сделать, например:

Я Настя, я могу спеть песню.

По желанию можно продемонстрировать свое умение.

  1. «Ласковое имя».

У кого в руках мяч, тот ласково называет любого участника группы и кидает ему мяч.

  1. Приветствие-«прохлопывание» каждого участника группы

Все сидят в кругу, один ребенок сидит, сгруппировавшись на коленях, в центре круга. Все здороваются с ним, напевая песенку и прохлопывая его по спинке в такт песне:

Ваня, Ваня, ты сегодня к нам пришел, (3 раза)

Здравствуй, Ваня, как живешь? (2 раза)

Ребенок встает на ноги, все еще раз хором здороваются с ним:

Здравствуй, Ваня!

Ребенок отвечает:

Здравствуйте все!

Так здороваются с каждым ребенком.

  • 2511 просмотров

Сегодня наш нейропсихолог Елена Миронова @psixolog_mironova расскажет о методе нейрокоррекции.

Запишите своего ребенка на консультацию к Елене Мироновой по телефону 8 916 595 9595.

"Нейропсихологическая коррекция – это эффективный метод психологической помощи, которая позволяет справиться с проблемами в учебе и поведении, помогает раскрыть потенциал и возможности ребенка.
Занятия с нейропсихологом необходимы, если Ваш ребенок:
- пишет или рисует левой рукой
- плохо запоминает тексты
- испытывает трудности в обучении
- рассеян, быстро утомляется
- гиперактивен или заторможен
- часто болеет

Занятия эффективны, если поставлен диагноз ОНР, ЗПРР, ЗПР, СДВГ, ММД.

Нейропсихологическая коррекция эффективна в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Первоначально проводится нейропсихологическая диагностика, которая позволяет выявить первопричины трудностей ребенка, особенности и/или сбои в работе мозга, определить состояние высших психических функций. По результатам обследования я провожу консультацию с родителями, даю рекомендации, составляю план коррекционной работы, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Затем я провожу серию занятий с ребенком, в ходе которых мы прорабатываем пространственные представления ребенка, закрепляем формирование моторики, развиваем способности произвольного самоконтроля.

Обязательно даю домашние задания, от качественного выполнения которых зависит результат наших занятий."