Права в сфере образования. Правильные методы наказания ребенка В чем заключается дисциплинарное наказание работника

Семинар-практикум для воспитателей

НАКАЗАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Цель посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Предлагается обсудить разные точки зрения.

Вводное слово

Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний.

Оправданным ли является полное отрицание наказания как воспитательной меры? Взрослые, которые, боясь обидеть или расстроить ребенка, совсем не практикуют наказание детей, рискуют вырастить личностей с полным неприятием дисциплины и неуважительным отношением к другим людям. Вырастить ребенка без правил, ограничений и запретов практически невозможно. Не объяснив ему, где находятся границы дозволенного в поведении и поступках, взрослые подвергают ребенка большой опасности и фактически бросают его на произвол судьбы. Другое дело, что меры наказания детей должны соответствовать уровню их проступков.

Наказание - сложный и трудный метод воспитания: оно требует огромного такта, терпения и осторожности.

Итак, в процессе нравственного воспитания личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства, но в определенных ситуациях они становятся необходимыми в воспитательном процессе средствами педагогической коррекции.

Поощрение и наказание нельзя свести только к этической оценке поведения детей, т. е. к одобрению или осуждению. Одобрение и осуждение являются повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников. Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственного воспитания силой воздействия. Это ударное воздействие, стимуляция сильных чувств.

Внутри семьи складывается одна система наказаний за проступки,а в детском саду дело обстоит иначе. Здесь в ход должна идти и педагогическая практика и отличная от родительской ответственность .

Работа с детьми отличается особой ответственностью. Деятельность педагога не должна наносить вред детской психике.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

Обсуждение по группам, составление сводной таблицы критериев педагогической эффективности наказания.

Варианты выполнения:

1. Эффективность поощрений и наказаний зависит от методики их применения. При использовании поощрений и наказаний надо, прежде всего, исходить из анализа конкретной педагогической ситуации . Педагог должен планировать и обеспечивать продвижение воспитанника и коллектива в нравственном развитии. Применение наказания предполагает осознание ребенком последствий своих поступков и должно помочь ему выбрать правильную линию поведения.

2. Важнейшим требованием в применении наказаний является справедливость и объективность .

3. Наказание должно вызывать чувство стыда, огорчения, раскаяния, недовольство самим собой, осознание того, что своим поведением он вызвал осуждение со стороны товарищей и всего коллектива.

4. Важнейшая основа наказаний в учебно-воспитательных учреждениях (в школе, в детском саду) – общественная оценка поведения отдельного воспитанника коллективом. Общественное мнение - сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха. Нельзя забывать, что если детский поступок часто подвергается коллективному обсуждению, то у ребенка невольно притупляется чувствительность к более деликатным влияниям.

5. Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившегося, а также для всех членов коллектива.

6. В применении наказаний необходим индивидуальный подход , учет индивидуальных особенностей характера, типа нервной системы. Необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка в группе. Исходя из этого, то наказание, которое воспримет один ребенок, может быть бездейственным для другого. Наказание должно быть значимо для ребенка , иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения.

7. Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний . Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие которое оказали ему. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.

8. Наказание не должно быть длительным по времени. Наказание должно быть по времени как можно ближе к проступку, особенно для детей дошкольного возраста. Через 30-40 минут ребенок уже не вспомнит, что его побудило так поступить, а не иначе.

9. В каждом последующем наказании не упоминайте о предыдущих грехах , это только закрепляет плохое поведение ребенка.

10. Взрослые должны быть непреклонны в своем решении, иначе ребенок будет всегда надеяться на его отмену. Поощрения и наказания должны исполняться . Очень важно, чтобы обещанная награда бала получена (как в положительном, так и отрицательном смысле), а поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. Не выполняя обещания, вы теряете свой авторитет.

Основные детские проступки и как на них реагировать. Детские проступки можно условно разделить на 4 группы .

Проступок

Описание

Как реагировать

Невольные проступки

Совершаются детьми в силу незнания, неведения, отсутствия житейского опыта или необходимых полезных привычек

В этом случае наказание будет несправедливым и, следовательно, не принесет пользы. Достаточно будет ограничиться терпеливым разъяснением неизвестной ему нормы. Источником или мотивом данной группы проступков является познавательное отношение ребенка к окружающему, попытка заглянуть внутрь вещей. Дети дошкольного возраста пытаются найти ответы на ряд вопросов, не обращаясь непосредственно ко взрослому, а действуя самостоятельно: например, попытка утопить воздушный шарик в раковине с водой кончается неудачей - шарик лопается, вода разбрызгивается.

Проступки - шалости, которые являются вариантом игры .

Они характерны для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Взяв на себя определенную роль в игре, ребенок забывает обо всем, сосредоточивая внимание лишь на действиях разыгрываемого персонажа. «Я - волк, я буду кусаться». Он начинает рычать, хватает зубами других детей. Таким образом, Сережа не злоумышленник. Им руководили самые благородные намерения, самые честные порывы. Не всегда отрицательный результат есть плохое поведение. Иногда отрицательный результат, это попытка исследовать свои возможности.

Прежде чем наказывать, узнайте причину плохого поведения ребенка. Ребенок решил сделать сюрприз и украсил отполированный шкаф пластилиновым панно. В этом случае ребенка необходимо похвалить за результат, сделав акцент на том, что это панно лучше бы выглядело на картоне, и к тому же появилась бы возможность перемещать его по квартире.

Проступки, вызванные переутомлением ребенка

Характерными признаками поведения ребенка являются активность, инициатива и изобретательность, но не преднамеренность. Например, Миша накатался на санках, набегался по сугробам. Мальчик получил большое удовольствие. Но вот беда: он весь в снегу, да и в валенках полно.

Уместно использовать переключение внимания на другую, более полезную и интересную для детей деятельность.

В таких случаях лучше предложить ребенку быстро переодеться и принять посильное участие в чистке одежды.

Преднамеренные проступки

Ребенок сознательно игнорирует разумные требования воспитателей, когда игнорируются общепринятые нормы поведения.

Варианты наказаний см. ниже

ВОЗМОЖНЫЕ НАКАЗАНИЯ

В детском саду можно использовать такие наказания, как лишение ребенка удовольствия или развлечения, временное лишение любимой игрушки или интересной игры, отстранение от желанной роли в игре и т. д. Наказание необходимо сочетать с убеждением.

Воспитательное воздействие имеет такая форма наказания, как изменение отношения воспитателя , учителя к ребенку, выражающее недовольство его поведением. Кратковременное отчуждение воспитателя оказывают сильное воздействие: ребенок переживает это отношение, испытывает чувство раскаяния, желание исправить свое поведение. Ребенок чутко улавливает изменение отношений взрослых к нему, особенно в том случае, если он дорожит их привязанностью. Так, педагог «не замечает» провинившегося, отвечает на вопросы сухо, а обращаясь ко всем детям, смотрит мимо него. Обычно ребенок, стараясь вернуть к себе прежнее расположение, долго не выдерживает подобного игнорирования и «ссору» заканчивает примирением: он приносит извинения за свой поступок.

Для ребенка чувствительным наказанием может явиться запрещение заниматься любимым делом . Например, воспитатель отстраняет провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести. Но об этом ребенку следует сказать так, чтобы он понял справедливость наказания.

В качестве наказания в группе, можно применить временное ограничение в какой-либо деятельности . Например, если шалун подрался или забрал у другого ребенка игрушку, можно посадить его за стол. Вместо подвижной игры, в которую играют все дети, предложить ему настольную, в которую он будет играть один. Такое вынужденное одиночество даст ребенку понять, что в коллективе существуют определенные правила, которые необходимо выполнять.

Некоторым детям достаточно будет предложить поставить себя на место обиженного ребенка . Такой прием позволит обидчику понять, насколько неприятны были его действия. Кроме того, необходимо давать детям больше положительных примеров.

Дошкольника, отличающегося повышенным самолюбием, иногда целесообразно предупредить, что о его поступке, если он повторится, расскажут папе или другим членам семьи . И, разумеется, если предупреждение не возымело успеха, так и сделать. Например, поставить в известность родителей о поведении сына или дочери. В данном случае воспитатель должен быть уверен, что они поддержат его. Однако такой метод воздействия следует применять крайне редко, так как ребенок может сделать неправильный вывод.

Иногда применяют так называемый метод естественных последствий , т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил - убери, налил воду - вытри, оторвал пуговицу - пришей. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение. Но этот метод не во всех случаях приемлем. Нельзя, например, оставить ребенка без прогулки за то, что он капризничал и не хотел одеваться; нельзя отправить малыша в детский сад в испачканном платье за то, что он неряшлив (вряд ли это поможет, если у ребенка нет навыка аккуратности!).

Проще всего объяснить малышу про нормы поведения в группе можно на примере игры с правилами или сказки . Например, говоря про Красную Шапочку, обратить внимание на то, что, не послушав маму, она попадает в неприятную ситуацию, которой можно было избежать. Помимо этого, читая ребятам произведения, содержащие нравственный смысл, обязательно предложить им обсудить действия того или иного героя. Идентифицировав себя с персонажами книг, мультфильмов, игр, дети быстрее и лучше усвоят правила поведения и поймут важность их выполнения.

НЕДОПУСТИМЫЕ НАКАЗАНИЯ

В семье, в детском саду недопустимы угнетающие человеческое достоинство наказания: обидные клички, грубые слова, стояние в углу . Категорически недопустимы запрещенные в нашей стране телесные наказания, которые озлобляют ребенка, заставляют его лгать, скрытничать, хитрить, воспитывают трусливость.

Наказание не должно препятствовать соблюдение режима! Все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью - нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.

Нельзя наказывать ребенка трудом . Превращая выполнение тех или иных обязанностей в наказание, можно вызвать неприязнь к труду, а это противоречит основным принципам воспитания. Напротив, любые трудовые поручения должны приносить детям радость, удовлетворение от затраченных усилий. Отстранение ребенка от выполнения трудовых поручений должно восприниматься им как наказание.

Совершенно очевиден вред частых наказаний : ребенок перестает реагировать на них, привыкает к тому, что это явление обычное, а не исключительное.

Недопустимо прибегать к подкупу и обману . Если дошкольника заставляют подчиниться требованиям старших, обещая за это дать лакомство или игрушку, то он может специально упрямиться, капризничать, чтобы выторговать желаемое. И уже совсем неразумно не выполнять обещаний : однажды обманувшись, малыш в дальнейшем будет ставить под сомнение любое распоряжение взрослых.

Заключение

Подведение итогов: как правильно наказывать дошкольников (см. Памятку). Затем отработка на себе неверных и конструктивных фраз для наказания.

ПАМЯТКА

Как правильно наказывать ребенка

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
  • При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо .
  • Если есть сомнение наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Никакой «профилактики» , никаких наказаний «на всякий случай».
  • За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
  • Наказание не за счет достижений. Что бы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды, никогда не отнимайте подаренного.
  • Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Дошкольник уже через час забудет про свою выходку, и будет искренне недоумевать «За что?». Запоздалое наказание не принесет пользы, а вызовет обиду, нанесет душевную травму.
  • Наказание детей должно носить временный характер . Наказан – прощен. Инцидент исчерпан.
  • Без унижения. При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Оцениваем только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
  • Наказание детей должно быть последовательным , а не от случая к случаю.

Нельзя наказывать!

Когда ребенок болен (психика уязвима, реакции непредсказуемые); сразу после физической или душевной травмы; когда ребенок не справляется или у него что-то не получается, когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы; когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны (нужно обязательно разобраться, чем вызван проступок, может это была оборона, кто-то подговорил и т. п.); когда мы сами не в себе, устали или огорчены своими проблемами (гнев плохой советчик).

Помните о внушаемости!

Ругая ребенка, не утверждайте, что он лентяй, неряха и т. д., что у него ничего не выйдет, он неисправим и т. п. Ребенок ВЕРИТ! Оценивая, мы внушаем.

Соблюдайте неприкосновенность личности!

Выражая неодобрение, определяйте только поступки, не прикасайтесь к личности. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты поступил жестоко». Выражайте свое отношение к поступку: «я огорчена твоим поведением», «мне грустно, потому что ты обидел меня», «у меня испортилось настроение из-за твоего поступка».


Ирина Матусан
Консультация «Наказывать с любовью: система запретов»

Очень часто дети не слушаются вовсе не потому, что не знают как себя вести, а потому, что хотят настоять на своем, показать, что они главнее. В глубине души любой ребенок сознает , что поступает плохо. Совесть-то есть у каждого. А в детской душе голос совести звучит гораздо отчетливее, чем у взрослых.

Многие дети агрессивны, неуправляемы и неадекватны в ответ на правила «свободной педагогики» : этих детей до 4 лет воспитывали без ограничений, ничего не запрещали и не наказывали .

Мир, полностью лишенный запретов и наказаний , кажется ребенку аморфным, тревожным, полным опасностей, которые могут подстерегать его где угодно. Ребенок, которому разрешают делать все, что заблагорассудится, чувствует себя абсолютно беззащитным и неуверенным в себе и своих силах. Отсюда – страхи, истерики, нервные срывы и даже аутизм.

Во всех случаях необходимо изменение позиции родителей, в построении четкой системы поощрений и наказаний .

Система запретов

Запреты должны быть . Запрет – это вовсе не агрессия против вольнолюбивой детской души, а мера. Необходимая для психологического благополучия ребенка. Запреты структурируют мир маленького человека. Слово «НЕЛЬЗЯ» - пограничный столб, указывающий : все, пора остановиться, безопасное пространство кончилось.

Но для того, чтобы запреты действовали , их должно быть немного. Ребенок, слишком сильно зажатый в тиски родительской строгости, начинает на пустом месте проявлять агрессивность, демонстративно не слушаться.

Главные детские провинности, за которое должно следовать наказание :

Хамство по отношению к взрослым;

Демонстративное непослушание (ребенок нарушает запрет матери смотреть телевизор; ребенок не убирает разбросанные игрушки и т. п.);

Попытки воровства;

Хулиганские выходки (ребенок показывает взрослым язык, плюет на пол, делает неприличные жесты и т. п.);

Действия ребенка угрожают его здоровью и безопасности (ребенок залезает на подоконник, хватает спички, сует пальцы в розетку и проч.)

Чтобы наказание действовало :

Прежде, чем что-то запретить , поймите, так ли уж это необходимо

Многое вполне можно не запрещать , а найти разумный компромисс или безо всяких условий согласиться с пожеланием ребенка

Близким взрослым нужно быть последовательными

Нельзя сегодня за какой-то проступок наказывать , а завтра, когда маме будет некогда, на то же самое не обратить внимание

Требования, предъявляемые к ребенку должны быть одинаковыми со стороны всех взрослых

если нельзя – значит, нельзя, и за нарушением запрета непременно следует наказание . Иначе ребенок привыкнет манипулировать взрослыми, и в итоге авторитет всех членов семьи будет подорван.

Как наказывать ?

Легкие шлепки.

Эффективны лишь для детей 1,5 – 2 лет, когда ребенок еще недостаточно реагирует на слова.

К 4 – 5 годам бывает достаточно повышения голоса или вопроса : «Что с тобой? Неужели тебя, такого умного и взрослого, придется нашлепать словно несмышленыша?»

Временное лишение сладостей, игр, телевизора и компьютера, походов в гости, других развлечений, отказ в покупке подарка, изоляция в отдельной комнате.

Только не запирайте ребенка в ванной или туалете – может развиться страх закрытого пространства. А если еще гасить свет, появится страх темноты.

Классическое наказание – «в угол» .

Но на возбудимых, истеричных детей оно действует раздражающе. Ребенок рыдает, упирается, цепляется за мать. Лучше не препираться с ребенком, а сменить тактику - пойти по пути лишения ребенка каких-то жизненных благ.

Также бессмысленно говорить : «Постой – подумай» . Ребенок не понимает столь абстрактного приказа. Если вы хотите просто остановить нежелательные действия ребенка, просто переключите его внимание, направьте его энергию в другое русло : найдите более спокойное и полезное занятие.

Не обзывайте, не навешивайте на ребенка «ярлыков» .

Дети легко программируются, и, постоянно слыша, что он «непослушный» , «драчун» , «неряха» , малыш не только не исправится, но, наоборот, станет именно таким, каким вы его описываете. Лучше называйте действия, которые вам не нравятся : «Я не хочу, чтобы ты дрался» , «Я испугалась из-за того, что ты залез на подоконник» и т. п.

С детьми постарше крайняя мера – бойкот.

Во время объявленного бойкота следует разговаривать с ребенком сухо, используя 2-3 слова («иди есть» , «пора спать» , чтобы он понял : шутки кончились, пора браться за ум.

Помните! Бойкот не должен превращаться в праздник непослушания. Пресекайте все демонстративные выходки ребенка в ответ на ваше молчание.

«Семь правил для всех» Владимира Леви

Наказывая , подумай : «Зачем?»

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

Более того, должно быть полезным.

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать , - не наказывайте .

Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны, никакой «профилактики» , никаких наказаний «на всякий случай» .

3. За один раз – одно!

Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым . Но только одно, за все сразу, а не по одному – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души! Наказание – не за счет любви , что бы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

4. Срок давности.

Лучше не наказывать , чем наказывать запоздало .

5. Наказан – прощен .

Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала!

6. Наказание без унижения .

Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что Вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

7. Ребенок не должен бояться наказания .

Не наказания он должен страшиться, не гнева Вашего, а Вашего огорчения.

Наказывая детей , совершенно необходимо сохранять самообладание и … мирное расположение духа.

Нельзя делать это в припадке раздражения, злобы, в отместку. Ведь любящие родители наказывают ребенка не для того , чтобы с ним посчитаться, а чтобы остановить его когда он сам остановиться не в состоянии.

Наказание – шлагбаум , препятствующий продвижению ребенка по неверному пути, а не орудие пытки.

Поэтому сперва отдышитесь, возьмите себя в руки и только потом применяйте санкции.

Воспитание ребёнка это сложный процесс. По этому поводу существует много мнений и методик. Как бы все родители ни любили своих детей, проблема плохого поведения заставляет задумываться о наказании. Многие родителя прибегают к крайностям, некоторые позволяют своим детям всё, ссылаясь на новые европейские методики. Другие наказывают детей за малейшие провинности, мотивирую это жестокостью мира, в котором мы живём. Важны очень правильные методы наказания ребенка.

Всё должно быть в меру, нужно уметь сочетать похвалу и наказание своих детей — все это правильные методы наказания ребенка. Ребёнок должен понимать, что такое плохо и хорошо. В большинстве случаев, дети вырастают эгоистами из-за бесконечной любви своих родителей, связанной с бесконечной вседозволенностью.

Методы наказания ребенка:

Отстранение . К примеру, ребёнок говорит плохие слова или обижает кого-то из родных, можно воспользоваться техникой отстранения, то есть перестать разговаривать с ним на некоторое время.

Ограничения . У всех детей есть любимые занятия. За проступки часто родители применяют метод ограничения, то есть лишают мультиков, сладкого, игрушек и так далее. Главное, не перестараться и соизмерять масштаб проступка и наказания.

Ответственность . Ребёнок должен осознавать, что каждое действие ведёт к каким-либо последствиям, за которые приходится нести ответственность. Воспитывая ребёнка, родители готовят его к взрослой жизни, значит, с детства нужно уметь отвечать за свои действия. К примеру, ребёнок специально пачкает одежду, приведите его в ванну и дайте стирать его одежду самому.

Физическое наказание . Безусловно, это самый неприятный вид наказания. Психологи утверждают, что рукоприкладство к детям недопустимо. Физическое наказание может привести к внутренним обидам ребёнка и агрессии.

Что надо знать, прежде чем наказывать?

При наказании детей нужно соблюдать некоторые нюансы, чтобы не травмировать ребёнка.

Во-первых, наказание должно быть обоснованным и чётко связанным с поступком ребёнка. Сформулируйте и объясните, почему этот поступок недопустим и за что он должен понести наказание. Ни в коем случае, нельзя срываться на ребёнка из-за усталости, плохого настроения или многочисленных проблем.

Во-вторых, наказание осуществить сразу после проступка ребёнка, так как дети могут теряться во времени и быстро забыть о случившихся событиях. Так что обещать наказание в будущем или вспоминать что-то из прошлого не стоит.

Самым важным моментом наказания является обсуждение проступка наедине с ребёнком . Вы должны донести до него, почему это плохо, какие последствия могут быть. В конце разговора ребёнок сам должен прийти к умозаключению, что он был неправ.

Не забывайте больше внимания уделять своим детям. Продумайте отношения с ребёнком и проанализируйте все ли в них правильно.

Материал подготовила А.Ю. Ядрышникова , студентка факультета истории и права (3 курс, з/о)
Наказание – это метод торможения отрицательных проявлений при помощи негативной оценки поступков воспитанника, порождения в нем стыда, раскаяния, чувства вины.
Наказания подразделяются на следующие виды: неодобрение, порицание, замечание, лишение воспитуемого удовольствия, лишение, ограничение в правах, отложенное наказание, выговор и др.

Метод наказания нужно использовать с особой осторожностью. Если наказание реализовано в оскорбительной форме, оно обижает воспитанника, озлобляет, провоцирует его на поступки назло педагогу. Излишняя либеральность и отсутствие наказаний могут привести к непослушанию, неорганизованности воспитуемых, понижению авторитета педагога.

Два условия, которые должны соблюдаться при наказании: справедливость и продуманность. Наказание применено несправедливо, технологически неправильно, если впоследствии воспитанник испытывает чувство обиды на педагога.

Метод наказания – сильнодействующий. Нельзя поспешно применять наказание, пока педагог не имеет полной уверенности в его справедливости и влиянии, оказывающем позитивное влияние на поведение воспитанника, так как ошибку педагога при этом методе исправить значительно труднее. Наказания расцениваются по-разному: за одно и то же действие одного возможно наказать, а другого поощрить. Допустим, один ребенок – забияка, драчун. Другой же дрался для защиты младшего (в том числе – защищая честь и достоинство слабого).

Необходимо тщательно продумывать наказания групп воспитанников, учитывая при этом характер отношений в группе. Так, если наказать «сплотившиеся стаи» воспитанников или целые отряды, классы, это приведет к «круговой поруке» и коллективному отрицанию мнения воспитателя. Наказывать весь коллектив допускается при наличии условия высокого интеллектуального уровня развития, потому что в данном коллективе уровень ответственности за друг друга высок.

Решение о наказании должно быть взвешенным, обоснованным. Ни в коем случае нельзя применять этот метод в состоянии раздражения и гнева.

Еще несколько условий, которые необходимо учесть при использовании данного метода.

  • Наказание не должно наносить вред здоровью – ни психическому, ни физическому.

  • Ели есть сомнение в нужности наказания – не наказывайте!

  • Если наказание запоздало – лучше не наказывать. В сознании воспитанника наказание должно быть прочно связано с проступком, при большой отсрочке наказании эта связь не столь прочна.

  • Не надо доводить до того, чтобы воспитанник боялся наказания самого по себе. Ребенка должно останавливать то огорчение, которое вследствие его поведения появится у учителей, близких, других значимых для него людей.

  • Никакого унижения при наказании!

  • За наказанием всегда должно следовать прощение, не стоит «накалять» ситуацию, загоняя ребенка в бесполезные переживания.

  • Случаи, которые исключают наказание: оплошность, страх, положительный мотив, раскаяние, неумение, аффект.

    Таким образом, к методу наказания необходимо прибегать в крайних случаях, оно ни в коем случае не должно становиться главным методом воздействия на воспитанника.