Почему комедия недоросль является политической и сатирической. Cочинение «Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль. Другие сочинения по этому произведению

Комедия Фонвизина "Недоросль" - первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя.
Центральный персонаж пьесы - госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. "То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится". Никто не смеет противиться ее власти: "Разве я не властна в своих людях".
Речевая характеристика является основным способом создания характера Простаковой. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет "воры", "канальи", "бестия", "собачья дочь". К Митрофану обращается: "друг мой сердешный", "дуйленька". Гостей встречает уважительно: "рекомендую вам дорогого гостя 1 ", "милости просим".
Есть в образе Простаковой и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая "презрелая фурия" очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:
- Один ты остался у меня.
- Да отвяжись...
- Нет у меня сына...
С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан - невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: "старая хрычовка".
Воспитание и обучение Митрофана соответствует "моде" тогавре-мени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам - отставной сержант Цыфиркин, который "малую то лику арихметике маракует", грамматике - семинарист Кутейкин, уволенный от "всякого учения". "Познания" Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться - смешны. Но его отношение к Еремеевне. готовность "за людей приниматься", предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.
Замечательны фамилии действующих лиц. "Говорящие" фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям. Психологически он уже становится участником действия. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.
Интересен язык комедии. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина - дядюшки Мигрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок, Например. "Я и своих поросят завести хочу". "коли у меня... для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку". И гордится этим: "Ну, будь я свиной сын. если..."
Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее "дурак бессчетный" и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство - "скот". Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например, такие фразы: "С тех пор, как все. что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем", "Так разве необходимо подобно-быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?" И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: "Экое скотское рас-сужение"".
Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как "дурака бессчетного", безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он имеет свободу слова. Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств, "старая хрычовка", "гарнизонная крыса".
Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны - это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя. Цыфиркин - отставной сержант, Кутейкин - дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один - к военным, другой - к церковным служителям.
Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей - Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды "честного" человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине вызвал переворот в русской просветительской литературе, от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.
Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значе ния слов. У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи.
Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди. Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым "любочестивый человек" должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Таков, например, разговор Стародума с Правдиным. А разговор Стародума с Софьей - это свод правил, и "...всякое слово врезано будет в сердце".
Напрашивается вывод, что речь отрицательного героя яркая и индивидуальная, характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.
Фонвизин - талантливый психолог, мыслитель, художник. Он отразил в своей пьесе актуальные проблемы своего времени. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.

“Мещанин во дворянстве” - это уникальное произведение, которое очень справедливо высмеивает людей,

претендующих на то, чего у них вовсе нет - на титул и материальные ценности. Не всех людей, а именно тех, кто

этого никогда в жизни не имел. Как говорится, “из грязи в князи”. Ведь есть же люди, которые день и ночь работают

на своей земле, чтобы только была возможность жить, а такие, как господин Журден, стараются во всем походить на

знатных особ, показывая себя с самой глупейшей стороны. Для кого-то главное - счастье, а для кого-то - деньги.

Главным героем этой комедии является господин Журден. В наследство от своего отца он получил достаточное

количество денег, но единственное, к чему стремился в жизни - это быть дворянином. Ему так хотелось быть в

окружении дворян, что он шел на немалые жертвы ради этого: носил туфли, в которых нога чуть ли не складывалась

вдвое, еле натягивал на себя шелковые чулочки, одевался смешно и безвкусно. Стремление приобрести титул

затуманивало ему глаза на все вокруг.

Быстро распознав то, что все дворяне - люди ученые, господин Журден тоже решил заняться своим

образованием, наняв себе для этого учителя танцев, музыки, фехтования и философа. Один из героев пьесы

произносит: “Конечно, господин Журден человек без всякого образования, рассуждает обо всем без всякого толку и

приходит в восторг только от вздора. Но за его деньги можно простить ему какую угодно глупость; понимание вещей у

него в кошельке, а похвалы этого человека - деньги”. Эти слова как нельзя лучше характеризуют главного героя

комедии, господина Журдена.

В самом начале произведения, когда читатель еще только познакомился с учителями музыки, в комнате, где,

собственно, и проходит большинство действий комедии, появляется господин Журден. Жан-Батист Мольер начинает

остроумно выстраивать все те фразы, которые с необычайной гордостью произносит Журден. Например, про то, как

Журден хочет походить на знатных особ и для этого приобрел себе шелковые чулочки, которые впоследствии еле-еле

натянул. Или же с каким глупейшим и забавнейшим высокомерием он звал: “Лакей! О, нет! Другой лакей!”

Таких людей, как господин Журден, обычно называют кошельками. Главное убедить такого человека в том, что

он лучше всех, походит на дворянина, а уж потом получай деведенты. Вот, например, Журден чуть не отдал все свои

деньги подмастерью портного только из-за того, что тот решил назвать его “Ваша светлость”, “Ваша милость” и

“Ваше сиятельство”. В конце он даже сказал: “Ох, слава Богу, что он ушел! А то если бы он дошел до Вашего

высочества, я бы обанкротился”.

Такие люди - находка для нуждающихся. Господин Журден

Готов отдать свои деньги всем, кто хоть как-то

намекает о чем-нибудь, связанным с дворянством: Дорант, который бесконечно одалживал деньги у Журдена, все

время при этом приговаривает: “Я сегодня говорил о Вас в апартаментах короля”.

А вот еще одна забавная фраза “ученого” Журдена: “Николь, да ты даже не знаешь, как нужно произносить букву

у, - с важностью сказал господин Журден своей служанке, - ох, несчастье иметь дело с дурами! Понимаешь, ты

вытягиваешь губы вперед и приближаешь верхнюю челюсть к нижней”. Эта фраза прекрасно проясняет

“образованность” Журдена.

Таким же просвещенным он был и в области философии, танцев, музыки и фехтования. Кстати о последней

науке, как-то раз Николь едва не поранила Журдена, когда тот решил доказать “необразованной женщине” свое

мастерство в области фехтования. Несчастную служанку чуть не уволили!

Но хуже всего в этой комедии пришлось дочке Журдена Люсиль. Однажды ее жених пришел к грозному отцу

своей невесты, чтобы просить руки его дочери, на что тот, даже не задумываясь, ответил: “Вы - не дворянин, и дочь

мою вы не получите”. После этой фразы больше всего разозлись госпожа Журден. Всем известно, что для настоящей

матери главное в жизни - это счастье своих детей. Вероятно, госпожа Журден была слишком молодой и

неразборчивой, когда решила связать свою жизнь с господином Журденом, так что теперь она явно не собиралась

отдавать свою единственную дочь какому-то неизвестному дворянину, и начала отчаянно бороться за счастье своей

Однако самая оригинальная и правильная идея пришла в голову слуге жениха Люсиль - Ковьельу, который

решил переодеть своего хозяина в турецкого султана, чтобы господин Журден сразу же согласился выдать свою

дочь за него замуж. Сам же Ковьель преобразился в переводчика “Его величества султана”. Стоило ли сомневаться

в том, что господин Журден тут же согласился выдать свою дочь замуж за такого влиятельного молодого человека?

Ему больше всего понравилось то, что после замужества своей дочери он станет “мамамуши”. А мамамуши - это

самое почетное звание во всем мире. Что же еще нужно было бедному Журдену? Он без всяких возражений выдал

свою дочь замуж за султана. Иногда белая ложь - очень полезная вещь! В результате все остались счастливы.

Это прекрасное произведение, доказывающее, насколько внутренний мир человека важнее внешнего облика.

Ведь если ты богат внутренне, тебе никогда не понадобится никому ненужный титул, так как разумный человек всегда

поймет, что в жизни - это далеко не самое главное. “Мещанин во дворянстве” - замечательное произведение и

справедливейшая сатира на буржуа и дворянство.

Сочинение

Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
1. Комедия Фонвизина как экскурс в прошлое. 2. Образы главных героев. 3. Торжество справедливости.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» очень интересна современному читателю прежде всего потому, что она является своего рода экскурсом в далекое прошлое. Мы узнаем о социально-политической обстановке российского государства несколько веков назад. Писатель умело раскрывает противоречия общественной жизни через сатиру.

Главный герой комедии Фонвизина «Недоросль» давно уже стал символом невежества, глупости, убогости. С легкой руки писателя имя Митрофанушка стало олицетворением недалекого, глупого человека. Впрочем, главным недостатком Митрофанушки является не только и не столько его собственная глупость. Ведь никому не запрещено быть глупым или, наоборот, умным. Главная опасность Митрофана в том, что он - яркий и типичный представитель своего времени и своего социального слоя. Такие, как он, тормозят движение прогресса. Писатель создает очень яркий образ молодого дворянина, который, к сожалению, стоит на очень низкой ступени развития. Все другие герои рядом с Митрофаном выгодно от него отличаются. Не считая, конечно, его собственных родителей.

Фонвизин в своем произведении показывает, что современное ему общество очень далеко от идеального. Если молодые дворяне получают такое воспитание, о каком прогрессе, о каком Просвещении можно говорить? Пороки времени налицо. И читатель понимает это при одном лишь взгляде на семью Митрофана.

Митрофанушка не появился сам по себе. Он является закономерным продуктом воспитания, которое им было получено. Фонвизин говорит о среде, в которой произошло становление этого героя. И картина получается прямо-таки удручающей. Вина среды налицо. И вина родителей Митрофана очень велика. Властная и недалекая мать, слабый и безвольный отец - все это стало причиной формирования такого характера, как у Митрофана.

Он так же безволен и безынициативен. У него нет каких - то интересов, кроме самых примитивных. Он груб и невежественен, он маменькин сынок, но в то же время он не уважает своих родителей. Митрофан желает «не учиться, а жениться», он спесив, груб, невоспитан. Он с презрением относится ко всем окружающим. Например, свою воспитательницу Еремеевну зовет «старой хрычовкой». Его собственная жизнь устраивает Митрофана как нельзя лучше. Ведь ему не приходится ни о чем заботиться.

Образование, которое он получает, в духе того времени. Большинство дворянских детей учится по такой же схеме. Митрофан, разумеется, из-за своей тупости и убогости не может отличить истинное от мнимого, поэтому то, чему его учат, его вполне устраивает.

Отдельного описания заслуживают педагоги, которые занимаются обучением недоросля. Они, безусловно, являются ярким примером никчемности и собственной необразованности. «Французом» является немец Вральман. «Математиком» - отставной сержант Цыфиркин. А «грамматик» - это семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». Чему могут научить эти люди? Разумеется, ничему. Ведь они и сами ровным счетом ничего не знают, кроме Цыфиркина, который честно пытается научить чему-нибудь Митрофана.

Госпожа Простакова заявляет об удивительной образованности Митрофана. На самом деле глупее ее сына трудно найти кого-нибудь. Фонвизин подчеркивает, насколько опасна такая ситуация. Ведь если в стране молодые дворяне будут такими глупцами, какое будущее может быть у государства? Ведь молодые дворяне - это цвет нации, и они, по крайней мере, должны быть умными и образованными.

Очень интересны приемы, благодаря которым автор раскрывает характер Простаковой. Вот мы видим особенности ее речи. Простакова не жалеет сил, льстиво угождая тем, от кого зависит ее судьба или судьба ее сына. И, напротив, как она груба и жестока по отношению к тем, кто стоит ниже ее на социальной лестнице, например, к слугам. Такие слова, как воры, собачьи дети, бестии, слугам приходится слышать очень часто. Единственный человек на свете, кого любит Простакова, это ее сын, Митрофанушка. Для него Простакова не жалеет ласковых слов. Он и «друг сердешный», и «душенька». Мужа своего Простакова не любит и не уважает, это ясно видно из того, как она с ним обращается.

Госпожа Простакова - это один из главных героев произведения. Без нее вряд ли автору удалось бы так блестяще показать противоречия и недостатки ситуации в стране. Казалось бы, какая связь между семьей Простаковых и политической ситуацией в государстве. Но на самом деле связь самая прямая. Ведь если в государстве основное число молодых дворян будут походить на Митрофана Простакова, ситуация будет прямо-таки удручающей.

Писатель достоверно объясняет нам, откуда берутся такие, как Митрофан. Основная «заслуга» в их воспитании -

Это влияние матери. А мать Мнтрофана - особа властная, недалекая, жестокая и корыстолюбивая. Все эти качества есть и у сына. Митрофан никого не любит и не уважает, в том числе, и свою мать. Но и Простакова, и Митрофан согласны пресмыкаться перед тем, кто сильнее их.

Простакова очень хитра. Однако одной лишь хитрости отнюдь недостаточно для того, чтобы добиться желаемого. До поры до времени ей удается получать то, что она хочет. Однако со стороны лучше видны все беды и противоречия в отдельно взятом семействе. Например, Стародум говорит: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Получается, что со стороны все понимают, насколько трагична ситуация. И сатира является лишь вспомогательным средством писателя. Благодаря сатирическим приемам Фонвизин показывает, что Простаковым рано или поздно приходится пожинать плоды своих действий. Было бы неправильным считать их безобидными глупцами, погрязшими в глупости и свинстве. Нет, не столь безобидны Простаковы. Достаточно вспомнить, на что они были готовы - хотели насильно выдать Софью замуж за Мнтрофана. Хорошо, что им это не удалось.

Если говорить о Простаковой, то ей приходиться получить наказание за свои грехи от собственного сына. Любимый Митрофан, ради которого Простакова была готова переступить через всех окружающих, говорит матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...». Разумеется, жалости к Простаковой ни у кого не возникает. Но все-таки...

Сама Простакова, по-видимому, еще не до конца осознала всю глубину трагедии. Да, ей пришлось перенести унижение от собственного сына. Но последствия пока не дали себя знать. Однако в рамках социально-политических противоречий подобный конфликт между «отцами и детьми» может плохо кончиться как для первых, так и для вторых.

Если говорить о Митрофане, то сначала он кажется глупцом, не заслуживающим внимания. Но если внимательнее приглядеться, то такой человек не может не казаться опасным. Ведь он не знает доброты, и даже к близким людям он безжалостен. Он так же не ведает таких качеств, как честность, верность, преданность. Страшно, если в государстве будет много таких Митрофанушек.

Однако в комедии есть и положительные герои. И на фоне их отрицательные кажутся слабыми и бессильными. Мы видим Стародума, Правдина, Софью, Милона. И понимаем, что будущее за ними. Как бы ни силились Простаковы, им не справиться с положительными героями.

Произведение Фонвизина будет привлекать внимание читателя во все времена, ведь проблемы, касающиеся воспитания, будут всегда актуальны.

Другие сочинения по этому произведению

Недоросль Анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль». Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль» Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль» Жизненно важные вопросы в пьесе «Недорсль» Идеи русского просвещения в комедии "Недоросль" Идеи русского просвещения в комедии Д. Фонвизина «Недоросль» Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в. Какой я представил себе Простакову? Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Образ госпожи Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль» Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» Образ Тараса Скотинина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образы бессмертной комедии «Недоросль» Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Построение и художественный стиль комедии "Недоросль" Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания? Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль». Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль» Речевые характеристики в комедии «Недоросль» САТИРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМЕДИИ "НЕДОРОСЛЬ" Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль") Смешное и грустное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль» Фонвизин - автор комедии «Недоросль» Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина) Чему научила меня комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»? Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки? «Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль») Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Семья Простаковых ОБРАЗ МИТРОФАНУШКИ Анализ произведения Характеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!» Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ» Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль» Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа Простакова Главный смысл комедии Фонвизин «Недоросль» Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) Образ Митрофана в комедии Фонвизина "Недоросль" Актуален ли образ Митрофанушки в наше время Опасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль») Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Значение речевых характеристик в комедии "Недоросль" Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Характеристика образа Софья Главное лицо комедии помещица Простакова Недоросль Митрофанушка Учителя и слуги в доме простаковой (комедия «Недоросль») Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина Почему Митрофанушка стал недорослем (2) История создания комедии «Недоросль» Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка 1 Семейный портрет Простаковых-Скотининых Характеристика образа Простаковой в комедии «Недоросль» Характеристика образа Простакова Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина Построение и художественный стиль комедии Образ и характер Митрофана Неоднозначность добра и зла в образах комедии "Недоросль" Фонвизина Смешное в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Почему Митрофанушка стал недорослем (1)

В своей сатирической комедии “Недоросль” Фонвизин высмеивает пороки современного ему общества. В лице своих героев он изображает представителей различных социальных слоев. Среди них дворяне, государственные мужи, самозваные учителя, слуги. Это произведение явилось первой социально-политической комедией в истории русской драматургии.

Главной героиней пьесы является госпожа Простакова. Это властная женщина, которая управляет хозяйством, держит в страхе всех дворовых, частенько колотит мужа, с нежностью относится лишь к своему сыну Митрофану.

Она сама говорит, что дом ее держится на том, что она то бранится, то дерется. Ее власти никто не смеет сопротивляться, она чувствует свою неограниченную власть над всеми. При этом мы наблюдаем в образе Простаковой и некоторый трагизм. По сути своей корыстолюбивая и невежественная “презрелая фурия”, испытывает искреннюю любовь по отношению к своему сыну. В финале пьесы, отвергнутая Митрофаном, помещица становится жалкой и униженной. Она получает достойные плоды своего воспитания.

Автор дает нам представление о характере Простаковой при помощи речевой характеристики. Ее речь меняется на протяжении пьесы. Это зависит от того, с кем она разговаривает. Слуг помещица называет не иначе, как с использованием всевозможных оскорблений: “канальи”, “воры”, “собачья дочь”, “бестия”. Обращаясь к Митрофану, она становится более ласковой: “душенька”, “друг мой сердешный”. К гостям Простакова относится уважительно: “милости просим”, “рекомендую вам дорогого гостя”.

Очень важным для раскрытия темы воспитания является образ Митрофана. Эта тема была основополагающей для просветителей. Митрофанушка - лентяй, невежа, любимец матери, от которой он унаследовал грубость и спесивость. Его нянька Еремеевна свято предана ему, любит недоросля как родного сына, он же называет ее “старой хрычовкой”. Обучение и воспитание недоросля осуществлялось в соответствии с “модой” того времени и согласно пониманию родителей. При помощи сатиры автор рассказывает нам о том, что французскому языку Митрофана обучает немец Вральман, отставной сержант Цыфиркин учит точным наукам, хотя сам “малую толику арихметике маракует”, а уволенный от “всякого учения” семинарист Кутейкин обучает грамматике. Сначала образ Минрофана, его учение, желание не учиться, а жениться вызывают смех. Но чем больше мы узнаем этого персонажа, тем более жестоким он перед нами предстает. Мы видим его отношение к няньке Еремеевне, предательство по отношению к матери и понимаем, что этот образ создан автором не для того, чтобы высмеять необразованность героя, а для того, чтобы показать, к чему ведет система воспитания, существовавшая в то время в дворянских семьях.

Главным приемом сатирического изображения персонажей в комедии является “зоологизация”. Так, Скотинин, решив жениться, сообщает, что он не прочь завести своих поросят. Вральман в доме Простаковых чувствует, будто живет “фсе с лошатками”. Этим Фонвизин хотел подчеркнуть мысль о “животной” сущности окружающего мира.

“Недоросль” относится к жанру комедии, однако драматург не только изобличает общественные пороки и создает сатирические персонажи. Фонвизин также изображает целый ряд положительных героев, которые открыто выражают свои взгляды на семейные отношения, дворянскую мораль и на гражданское устройство. Данный драматургический прием стал поворотным в русской просветительской литературе, поскольку здесь автор не только подвергал критике отрицательные стороны действительности, но и искал пути изменения существующего строя.

В своем произведении Фонвизин отразил актуальные для его времени проблемы, показал себя в качестве талантливого психолога, художника, мыслителя. Его пьеса имеет общечеловеческое значение, поэтому она столь популярна, и спустя столетия после ее написания не покидает сцены современных театров.

Сатирическая направленность «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина

Характеры героев напоминают персонажей бытовых сказок, в которых высмеивается глупость, лень, невежество, тупая покорность.

В главе цитируются произведения устного народного творчества, встречаются парафразы на многие фольклорные произведения: пословицы и поговорки («Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет»; «стыд глаза не выест», «заблудиться в трех соснах») сказки-небылицы («Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили…»); народные песни («Не шуми, мати, зелена дубравушка»).

Головотяпство – крайняя небрежность и бестолковость. Писатель обыгрывает это слово, добавляя еще одно значение: головотяпы – те, кто «тяпает головами». Головы их годятся только на то, чтобы биться ими обо все что попало. Думать эти головы не приспособлены. Лишь когда они поистребили не только соседей, но и самих себя, додумались искать, кто бы им устроил «порядок». Первым делом они хотят, чтобы «князь» наделал солдат и выстроил острог. Глупость их настолько очевидна, что никто не хочет «володеть» головотяпами. При всем том они еще хвастливы: «Нет нас народа мудрее и храбрее!», гордятся тем, что «радушны и гостеприимны».

Наконец они добровольно «пожелали себе кабалы» и приняли власть князя, который готов ими «помыкать». Вор-новотор, который помог им надеть это ярмо, говорит князю: «Драть их, ваша княжеская светлость, завсегда очень свободно».

Город Глупов головотяпы заложили «на болотине» (намек на Петербург, построенный на болотах). Все наместники князя – воры, каждый пуще предыдущего. Кроме «несытого воровства», они подбивают глуповцев на бунты, а потом сами их же усмиряют.

«Исторические времена» начинаются с вопля «Запорю!» Глуповцев необходимо держать в постоянном страхе, они всегда готовы подставить спины под кнуты.

Салтыков-Щедрин использует богатые художественные средства фольклора в сатирических целях. Среди приемов, создающих образы глуповцев, синтаксические (ряды однородных членов, обращения, диалоги, параллельное строение фраз), лексические (устаревшая, высокая лексика в сочетании с низкой, разговорные выражения, искажения), изобразительно-выразительные средства (ирония, сарказм, гипербола, гротеск).

Салтыков-Щедрин создал настоящую сатирическую энциклопедию русской жизни. «История одного города» - это история многовекового угнетения русского народа, история, в которой писатель осуждает рабскую психологию, долготерпение, невежество, бестолковость, дикость нравов. Писатель негодует, но и сочувствует народу как любящий сын своего Отечества.

«История города Глупова прежде всего представляет собой мир чудес, отвергать который можно лишь тогда, когда отвергается существование чуда вообще», - утверждал Салтыков-Щедрин.

К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется им и терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.

Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества. В этом своеобразие историзма писателя.